14.10.2004 23:00
Поделиться

В Татарстане готовятся к скачку коммунальных тарифов

Одним из основных пунктов реформы значится приватизация отрасли. Уже сейчас готовы к передаче в частные руки 156 предприятий жилищно-коммунального хозяйства, в том числе, территориальные водоканалы, тепловые сети и многоотраслевые сельские предприятия ЖКХ. До того все они либо пройдут процедуру банкротства, либо встанут на путь акционирования. Однако все пути ведут к единственной цели – получению инвестором прибыли. Чтобы предприятия работали "в плюс", реформаторы при установлении новых тарифов определили, что рентабельность предприятий ЖКХ должна составлять не менее пяти процентов. Такая прибыль с учетом пятидесятипроцентного износа сетей и коммуникаций, по расчетам Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства и республиканской межведомственной комиссии по координации деятельности в области ценообразования, невозможна без резкого скачка тарифов. Кроме того, незадолго до принятия во втором чтении бюджета-2005 глава Минстроя РТ Марат Хуснуллин заверил, что новые цены взялись не "с потолка", несколько месяцев аналитики прорабатывали вопрос об экономической обоснованности тарифов, а их верхний предел устанавливали независимые аудиторы.

Максимальная стоимость обслуживания одного квадратного метра достигнет 24 рублей (сегодня "квадрат" жилой площади обходится населению в 15 рублей 75 копеек). Однако эти цифры будут колебаться в зависимости от возраста дома, количества и качества предоставляемых услуг и мнения главы территориальной администрации. Если последний посчитает возможным не взвинчивать цены до позволенного предела, удар по карману местного населения может быть не столь жестким.

С принятием новых тарифов республиканские власти решили отказаться от практики начисления субсидий, частично компенсирующих квартиросъемщикам затраты на оплату жилищно-коммунальных услуг. Напомним, до сих пор в Татарстане действует планка в шестнадцать процентов от общего семейного дохода – если содержание жилья "съедало" больше, разница возвращалась гражданам за счет бюджетных средств. Несмотря на то, что правом на субсидию воспользовались не более трех процентов домохозяйств, бюджету материальная поддержка татарстанцев обошлась в семьдесят миллионов рублей. С нового года начнет действовать новая система оценки платежеспособности населения – субсидии будут начисляться в зависимости от среднедушевого дохода: если на каждого члена семьи приходится менее двух с половиной тысяч рублей, повышение тарифов для них не превысит двадцати процентов. Остальное им доплатит государство, и на эти цели в республиканской казне уже предусмотрено более одного миллиарда рублей. Тем же, кому повезло зарабатывать по шесть тысяч и больше, на бюджетную поддержку рассчитывать не приходится – они будут оплачивать жилищно-коммунальные услуги, что называется, по полной.
Утешением, хоть и слабым, может послужить обещание Марата Хуснуллина о том, что предстоящее резкое повышение тарифов – последнее.

– По нашим расчетам, начиная уже с 2006 года рост цен будет сопоставим с ежегодным процентом инфляции, – заверил министр.

Тем временем

Порядок начисления субсидий уже изменился в Удмуртии. Это уже второе за год изменение законодательства в части бюджетной поддержки населения.
В январе власти  Удмуртии посчитали переход предельного уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг  с 12 до 22 процентов от совокупного дохода семьи резким и опасным для социально незащищенных слоев населения и ввели льготный режим расчета.  Так, до 1 октября этого года применялся так называемый поправочный коэффициент, равный отношению среднедушевого дохода к удмуртскому прожиточному минимуму, который сейчас составляет чуть более двух тысяч рублей. Полученная величина умножалась на те самые 22 процента, утвержденные постановлением российского правительства;  таким образом и высчитывался процент оплаты, который должен был оплатить гражданин. Однако теперь для расчета понижающего коэффициента в Удмуртии будет использоваться уже двойная величина прожиточного минимума. Получается, что благодаря решению удмуртских законодателей, размер субсидии уменьшается ровно в два раза.
До сих пор субсидии получали около 43 тысяч семей – это около двадцати процентов населения республики. Начиная с октября право на государственную матпомощь осталось у чуть более тринадцати процентов домохозяйств.