17.10.2004 23:30
    Поделиться

    Гаагской конвенции иполнилось полвека

    Организовали форум Межпарламентская Ассамблея государств - участников СНГ, государственный музей Эрмитаж, ЮНЕСКО, российская Ассоциация международного права и Международный комитет Красного Креста.

    Место проведения конференции было выбрано чрезвычайно точно: сегодня в Петербурге, находящемся под эгидой ЮНЕСКО, многие архитектурные ансамбли, являющиеся шедеврами мировой культуры, оказались под угрозой разрушения. Но наше общество знало и другие времена, когда государства принимали возвышенный пакт Николая Рериха об охране научных, художественных и исторических ценностей, на основе которого и появилась Гаагская конвенция 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. О некоторых аспектах этого международного гуманитарного права мы говорим с доктором юридических наук, профессором Института государства и права РАН Марком Богуславским.

    - Марк Моисеевич, как сегодня относятся к Гаагской конвенции соседи России - страны Содружества?

    - Сегодня все бывшие республики Советского Союза, за исключением Туркменистана, являются членами Гаагской конвенции. Это понятно. Потому что раньше наше государство всегда уделяло этому большое внимание. Но объяснить, почему дополнительный протокол Гаагской конвенции 1999 года, совершенствующий положения устаревшей конвенции, улучшающий ее положения, ратифицировали только Белоруссия, Азербайджан и Армения, я не могу. Как и то, что Россия не входит в это число. Я считаю этот факт определенным отставанием нашего государства.

    - Можно ли назвать невыполнением Гаагской конвенции разрушения культурных объектов, допущенные Россией в Чечне?

    - В Чечне очень пострадали два музея, да. Я не могу сказать, что это невыполнение договора. Но это определенный просчет со стороны властей.

    - В Ираке Соединенные Штаты варварски уничтожили многие из древнейших памятников цивилизации, но они не чувствуют за собой вины - это государство было в числе пяти участников, подписавших Гаагскую конвенцию, но до сих пор ее не ратифицировало.

    - Билл Клинтон предлагал ратифицировать этот документ. Но почему-то парламент с этим не согласился. Что же касается правового аспекта, то я знаю, что американские юристы заявили протест по поводу событий в Ираке. США, подписав конвенцию, обязаны выполнять ее нормы, даже если они ее не ратифицировали. Потому что эти нормы являются обычными, то есть соответствующими международным актам. Поскольку эти нормы были нарушены, что доказали мои американские коллеги, заместитель госсекретаря США по вопросам культуры ушел в отставку.

    - Почему же с международным правом в мире не очень-то считаются?

    - Я могу сказать, что нормы этого права на практике выполняются, но не в полном объеме. Именно в этом основной недостаток положений Гаагской конвенции. Вот в Австрии положения этой конвенции активно реализуются. Недостатком ее является и отсутствие положения об ответственности государств за нарушение принятых на себя обязательств.

    - Что же нужно сделать для того, чтобы они выполнялись и у нас?

    - Что касается России - активизировать наши законодательные органы и наше министерство иностранных дел. А также министерство культуры, которому после реформы пора определиться, кто чем будет заниматься. Вас, возможно, удивит, но среди стран СНГ на первое место в выполнении Гаагской конвенции я бы поставил Белоруссию. Потому что они создали новое законодательство, в котором учтены положения конвенции. Российская Федерация, к сожалению, сегодня их не учитывает. Хотя Россия сыграла большую роль в подготовке и принятии Гаагской конвенции, выработке норм международного гуманитарного права. Это было первое международное многостороннее соглашение, посвященное охране культурных ценностей, оказавшее большое влияние на международное право и на внутренние законодательства стран. В нем впервые было дано это понятие - "культурные ценности"...

    - ...которым человечество не перестает наносить серьезный ущерб.

    - Тем не менее мы, правоведы, совершенствуем Гаагскую конвенцию о дальнейшем развитии норм гуманитарного права. Мы убедили страны, что совершенствование военной техники создает дополнительную угрозу разрушения культурных ценностей, и в соответствии с этим вписали еще ряд условий, которые должны соблюдать воюющие стороны. Почему российские законодатели не торопятся рассмотреть и принять на вооружение этот протокол, сказать не могу.

    Поделиться