Рост цен на бензин выгоден чиновникам?

Не секрет, что в России, которая является крупнейшим в мире экспортером энергоресурсов, зависимость от мировых цен на нефть проявляется лишь в одном случае - цены на бензин внутри страны должны расти. Правда, единожды наблюдалось снижение цен на бензин на российском внутреннем рынке: с декабря 2001 года по ноябрь 2002 года, после чего они вновь устремились вверх. Так что это "недоразумение" можно отнести, скорее, к исключению из общих правил российского рынка энергоресурсов.

В этой связи нельзя не отметить, что не раз с высоких трибун говорилось и о наличии сговора между российскими нефтяниками, которые выставляют столь высокие цены. Не раз чиновники, в том числе и из антимонопольной службы признавались в том, что они не в состоянии повлиять на "бензиновых королей". Ныне Совет Федерации предлагает свой способ борьбы с этим явлением.

В частности, внес свои предложения Комитет СФ по промышленности, необходимо принять поправки в законодательство, которые бы столь повысили штрафы за нарушение антимонопольных законов на рынке нефтепродуктов, чтобы они стали действительно ощутимыми для компаний.

Но, похоже, что эксперты, приводя доводы в пользу сговора самих нефтяников, забывают и о своеобразном факте сговора и российских чиновников в этом вопросе.

Напомним, что Россия собралась вступать в ВТО, и планируется, что все переговоры будут завершены к концу текущего года. Помимо этого Россия не прочь поучаствовать на равных правах и в ЕС. А уставы этих организаций требуют равных условий для своих членов. И, напомним, не раз и Европа, и МВФ, и многие другие финансовые организации нам указывали на недопустимо низкие (по сравнению с их внутренними рынками. - Прим. авт.) цены на энергоресурсы. Вот мы и стремимся достичь этих высот. Америку по ценам на бензин мы уже перегнали: там литр Аи-95 в начале октября стоил порядка 13 рублей. Следующий рубеж, который надо преодолеть, - Европа, где еще летом бензин стоил около 40 рублей за литр. А привести довод, что экспортер энергоресурсов имеет право на более низкие цены по сравнению со странами, которые вынуждены покупать их, похоже, не приходит никому в голову. Тем временем цены на внутреннем рынке США ниже мировых, то есть европейских, а уж о странах - членах ОПЕК и говорить не приходится. Но также никому не приходит в голову указывать им на недопустимость держать на внутренних рынках цены ниже европейских. И в итоге получается, что политика двойных стандартов, проводимая Западом по отношению к России, проявляется не только в политической сфере, но и в экономике.

Тем временем рост цен на бензин только ускоряется. В прошлом году рост бензиновых цен составил в среднем по России 16 процентов. Теперь, отмечают в РосБизнесКонсалтинге, "цена топлива будет расти куда заметнее, чем в прошлом. Оптимистический прогноз за год - 20 процентов, пессимистический - 30 процентов". А такой показатель роста бензиновых цен превышает в разы заложенный в планах правительства уровень инфляции. Правда, Минфин России все же надеется каким-то образом умерить аппетиты нефтяников, но не введением каких-либо санкций против роста цен на бензин, а путем извлечения сверхдоходов, которые будут поступать в Стабилизационный фонд.