Сейчас посты имеются далеко не на всех участках. Между тем, как заметил Александр Воропаев, в этом году на территории России были убиты два федеральных судьи – в Дагестане и Воронеже. Мировые судьи в Воронежской области прямым нападениям пока не подвергались, но провокации случались всякие: и нецензурные выражения в адрес служителей Фемиды раздавались, и хлорпекриловую шашку на участок забрасывали, не говоря уж о прямых угрозах, когда иные подсудимые и им сочувствующие, дабы устрашить судью, появлялись на участке с цепями и даже с бультерьерами.
По всей видимости, ситуация будет усугубляться: поскольку с момента появления в 2001-м году в Воронежской области первых участков мировых судов количество обратившихся сюда непрерывно растет. К примеру, в прошлом году мировые суды рассмотрели около 102 тысяч дел (федеральные – около 39 тысяч), а за девять месяцев этого года – уже 80,3 тысячи. Более 80 тысяч принятых решений и приговоров – понятное дело, что редкий вердикт удовлетворил обе спорящие стороны.
Как показывает практика, большинство уголовных дел, рассматриваемых мировыми судьями, касаются угрозы убийства или причинения вреда здоровью, а также злостного уклонения от уплаты алиментов. По гражданско-правовым спорам первенство держат выяснение брачно-семейных и трудовых отношений, иски по детским пособиям, а также иски служб ЖКХ к воронежцам-неплательщикам. Среди административных дел лидирует мелкое хулиганство: основной поставщик в мировые суды «мелких хулиганов» – милиция, которая активно стала реагировать на тех, кто громогласно разражается нецензурной бранью или распивает спиртные напитки в общественных местах. Кстати, в последнее время мировым судьям все чаще приходится рассматривать дела о мошенничествах с телефонами (можно сказать, это модный в нынешнем сезоне вид преступления). Сценарий всегда один и тот же: симпатичный парень подходит к девушке и, очаровательно улыбаясь, просит позвонить по сотовому телефону. Когда мобильник оказывается в руках у незнакомца, тот дает деру.
Прямая речь
Раиса Мельникова, мировой судья Репьевского района:
– Для нашего района актуальной является проблема задержки заработной платы – так что в мировой суд люди главным образом идут с этой проблемой. Иногда разбираешься в ситуации на конкретном предприятии и диву даешься: люди, занятые тяжелым трудом, по нескольку лет не получали мизерную зарплату, в то время как на предприятии миллионы неизвестно куда девались. Один руководитель привел в суд женщин, потому что они, по его словам украли, 500 граммов молока. Начинаешь разбираться, и выясняется, что он же им зарплату не платит: детей кормить не на что, да и самим женщинам не на что в больницу съездить. В то же время, когда начинаешь в ходе судебного заседания спрашивать у этого руководителя, сколько человек трудится на предприятии, почему нет ведомостей по зарплате, какова прибыль в хозяйстве – он не может членораздельно ответить ни на один вопрос. И это не единственный пример. Кстати, этого руководителя мы дисквалифицировали.