Великий литературный комбинатор и мистификатор, знаток американской литературы, переводчик и пропагандист японской, Григорий Чхартишвили написал новую книгу, на этот раз в соавторстве с самим собой — Борисом Акуниным. Книга выходит под двумя именами, а путевые заметки в ней помещены в массивную раму готического триллера.
О том, что Чхартишвили не чужды мрачные темы и близок научный дискурс, свидетельствовала его монография «Писатель и самоубийство», выпущенная пять лет назад в «НЛО». На то, что тот же автор легко может станцевать далекий от жанра серьезного исследования стилистический и вполне коммерческий танец, указал успешнейший проект Чхартишвили под названием «Эраст Фандорин». В новой книге писателя слились обе его ипостаси — «резонера Григория Чхартишвили и массовика-затейника Бориса Акунина» — так он сам об этом говорит. И признается, что в определенном смысле оказался «тафофилом» — то есть «любителем кладбищ»; существует, оказывается, на свете и такое специфическое хобби.
«Кладбищенские истории» — нанизанные друг за другом шесть глав, каждая из которых посвящена кладбищу — Донскому в Москве, Хайгейтскому в Лондоне, Иностранному в Иокогаме и кладбищу Пер-Лашез в Париже, Грин-Вуд в Нью-Йорке и Патриархов в Кедронской долине в Иерусалиме. Все шесть глав распадаются на две части — очерк-эссе Чхартишвили, рассказывающего историю каждого кладбища и свои путевые впечатления, соседствует с детективной новеллой, сочиненной Акуниным. Книга снабжена фотографиями, сделанными автором в странствиях по могилам, а также иллюстрациями в пугающе-готическом стиле. Еще одно ожерелье на шею современной словесности готово, с сегодняшнего дня боги смерти гуляют по Москве, слабонервные же пусть отправляются на кладбище — говорят, хорошо успокаивает нервы.