20.10.2004 02:15
    Поделиться

    Как управлять толпой?

    Психологи используют методы Остапа Бендера

    - Где находиться опаснее: среди агрессивно настроенных скинхедов или, скажем, в объятом паникой автобусе?

    По моим наблюдениям, "провокаторы" – это обычное оправдание собственных ошибок.

    - Опыт показывает, что по социальным последствиям паническая толпа страшнее, чем агрессивная. Достаточно вспомнить Ходынку и похороны Сталина. Долгосрочные же последствия панических настроений в обществе еще более значительны, хотя и не столь очевидны. Они оборачиваются экономической депрессией, снижением рождаемости, ростом смертности. Поэтому мелкие, казалось бы, проявления истерии вроде отказа от поездок в метро или от полетов в компании иноэтничных пассажиров - опасный симптом. Ведь вероятность погибнуть для каждого отдельного человека не столь уж велика. Тогда как только от отравления некачественным алкоголем в России ежегодно гибнет около 40 тысяч человек. Но задача террористов как раз и состоит в том, чтобы вызвать в обществе невротическое состояние.

    - Можно ли управлять толпой в панике?

    - Одно скажу: действовать в подобной ситуации без подготовки очень опасно. Человек, который попытался бы там разрядить обстановку, должен быть достаточно опытным и артистичным. Обычно антипаниковые команды (у нас пока нет такого понятия, а в Латинской Америке они еще в 70-е годы сопровождали митинги и демонстрации) располагаются за пределами толпы. Но и внутри ее профессионалы способны оказать решающее влияние на ход событий.

    - А Пушкин считал толпу страшной неуправляемой силой...

    - Не помню такого у Пушкина. Зато часто слышу подобное от городских руководителей вслед за каждым случаем уличных беспорядков. И тут же пеняют на "провокаторов". Никто не задает простой вопрос: отчего же последним удается управлять толпой, а властям - нет? По моим наблюдениям, "провокаторы" - это обычное оправдание собственных ошибок. Вот что печально. А ведь еще в 70-80-х годах московские психологи эффективно обучали политиков всего мира, от Чили до Португалии, приемам управления толпой.

    Кошмар толпы заключается в том, что ею легко манипулировать. Иллюзия неуправляемости возникает тогда, когда с ней пытаются работать как с организованной группой. Но дело в том, что в толпе происходит так называемая эволюционная регрессия. Отмирают высшие пласты психики, исторического наследия. И оживают примитивные. На этом и строятся механизмы воздействия, которые можно использовать как для добрых, так и для злых целей. Как всякое оружие. Однако, владея приемами, можно избегать наиболее опасного развития событий. Для этого нужно заранее моделировать сценарии событий.

    - Французский социолог Гюстав Лебон одним из первых заявил о начале эры толпы. Он настаивал, что толпе чужда демократия и нужен вождь. Лебона обожал Гитлер...

    - В текстах Лебона еще не различаются такие понятия, как "толпа", "масса" и "народ". Там было чем поживиться идеологам фашизма. Сегодня феномен толпы изучен гораздо глубже. Жаль, что в СССР исследования стихийного массового поведения с 30-х годов были под запретом. К проблемам массовой агрессии, паники, слухов и даже моды у нас вернулись только в конце 60-х. И то преимущественно в закрытых учреждениях.

    А на Западе эти направления, наоборот, очень бурно развивались. Например, в Германии доктор Геббельс лично курировал исследования слухов. После войны все научные материалы попали к нашим генералам, которые, сочтя это буржуазной ерундой, подарили их американцам. Ну а те быстро вычислили немецких авторов и переманили к себе. Эти работы в ЦРУ и Пентагоне хорошо оплачивались. К слову, с участием американских психологов был разработан ряд крупных политических операций. Допустим, с их помощью удалось избежать гражданской войны после переворота в Чили. Многочисленных сторонников президента Альенде деморализовали, своевременно запустив слух о том, что на помощь свергнутому правительству движется армейская бригада под командованием известного генерала Пратса. Когда этот сюжет, подхваченный всеми зарубежными агентствами, превратился в прочное убеждение, генерал, находившийся в действительности под домашним арестом, был привезен на центральное ТВ и "проинтервьюирован" в прямом эфире. Полученный шок сломил волю левых бойцов к сопротивлению.

    - А у нас были удачные случаи применения психологических приемов?

    - Конечно. Например, 21 августа 1991 года после поражения ГКЧП толпа на площади перед Лубянкой настраивалась штурмовать ненавистное здание КГБ. Избежать больших жертв удалось, переориентировав внимание возбужденных людей на памятник Дзержинскому. При этом использовали не только неприязнь людей к персонажу, но и давний слух о том, что монумент отлит из чистого золота. Якобы так остроумно - под охрану Лубянки - Сталин спрятал золотой запас страны.

    - Как понять, что перед тобой толпа, а не, скажем, просто поток людей на улице?

    - По специфическим признакам. Один из механизмов формирования толпы - эмоциональное кружение, когда на психофизическом уровне люди взаимно заражают друг друга. Оказавшись среди множества громко смеющихся людей, вы невольно поддаетесь общему веселью. Это безобидная ситуация, но даже иррационально веселье может приобретать зловещие формы. В XIV веке во время страшной эпидемии чумы, когда наступил религиозный праздник Святого Витта, отчаявшиеся итальянские крестьяне и горожане, напившись вина, начинали хохотать и танцевать, приходили в состояние экстаза и обессиленные падали замертво. Художественные описания этого "пира во время чумы" имеются в литературе, а в психологии "пляской Святого Витта" назван клинический синдром. Циркулировать подобным образом могут и более зловещие эмоции - ярость, ужас, страх.

    - Расскажите о конкретных способах противодействия уже начавшейся панике. Или массовой агрессии.

    - Главное свойство толпы - превращаемость. Это может происходить спонтанно. Нужно быть готовым к тому, что, например, собравшаяся на петушиные бои или рок-концерт публика впадет в экстаз, агрессию или панику. Но превращения можно стимулировать и намеренно. Так провокаторы добиваются социальных беспорядков. Задача же грамотных руководителей и сотрудничающих с ними служб, в частности, оперативно превратить толпу из одного вида в другой. Помните, как Остап Бендер выручил из беды вора Паниковского: "Товарищи свидетели, записывайтесь. Ваши фамилии, адреса?" Люди в агрессивной толпе внезапно лишились комфортной анонимности, безличности - и весь их боевой пыл улетучился.

    - Ученые, исследующие звук, называют некоторые западные рок-группы "музыкальными агентами ЦРУ". Действительно ли музыка может оказывать "зомбирующее" влияние на психику?

    -Возможно, речь идет о так называемом подпороговом воздействии или "феномене 25-го кадра".

    -Но 25-й кадр предполагает видеоряд.

    - Этот эффект имеет очень много разновидностей, может достигаться и через зрительные, и через слуховые рецепторы, приобретать весьма изощренные формы. Вот как вы думаете, какие уроки в школе оказывают наиболее сильное идеологическое воздействие? История, литература? Еще в 70-х годах американские психологи специально исследовали этот вопрос. Представьте, чемпионом по идеологической действенности оказалась арифметика.

    Вспоминается типичная задачка из вьетнамского учебника, изданного сразу после войны с США: "Из одного гранатомета можно убить пять американских империалистов. Сколько нужно гранатометов, чтобы убить двадцать империалистов?" Ребенок занят тем, что совершает арифметические действия. Идеологический фон, минуя внимание и нормативное смысловое сопротивление, прочно фиксируется в подсознании. Кстати, исследовались не только коммунистические и фашистские учебники, но и американские. Механизм воздействия тот же: 85 процентов задач исподволь внушают ребенку капиталистические (товарно-денежные) идеалы. А в мультфильме "Красная Шапочка" Волк одет в фуражку с серпом и молотом и говорит по-английски с русским акцентом. Только я думаю, что все эти поиски заговоров и врагов слишком часто сбивают нас с толку, отвлекая от реальных проблем...

    Поделиться