Новости

20.10.2004 02:50
Рубрика: Власть

Предвыборная примерка

Депутаты отреагировали философски на предложения главы ЦИК по изменению избирательного законодательства

О практике, впрочем, говорили мало. Больше о перспективах. И это уже привычно - каждое поколение думцев, рассматривая очередные нововведения в избирательное законодательство, примеряет их прежде всего к себе.

Затруднят или облегчат перемены путь к депутатским мандатам? Уменьшат или прибавят возможностей действующим народным избранникам быть избранными на новый срок? Формат парламентских слушаний позволил поучаствовать в этой примерке и политическим партиям, которые на последних парламентских выборах в Думу не прошли, но не оставили смелых надежд на будущие выборы, которые могут состояться раньше, чем их ждут. Несмотря на то что руководство Думы категорически опровергает слухи о досрочном роспуске нижней палаты ("мы же эффективно работаем!"), мысль о том, что им придется уже в будущем году расстаться со своими мандатами и, быть может, безвозвратно, все больше овладевает депутатами.

Как намек на возможный новый срок новых парламентских выборов, которые будут проходить по новым правилам, восприняли они и пожелание председателя Центризбиркома Александра Вешнякова, сделанное им на вчерашних парламентских слушаниях, - реформа российского избирательного законодательства должна быть завершена не позднее весны 2005 года.

Вешняков считает, что дополнений и изменений потребуют около десятка федеральных законов, и прежде всего - законы об основных гарантиях избирательных прав граждан, о выборах депутатов Госдумы, о политических партиях. И предлагает "пакетный принцип" совершенствования избирательного права - вносить поправки, по его мнению, нужно единым законодательным актом, собрав в нем и пропорциональную систему думских выборов, и уточненные правила предвыборной агитации, и проходные баллы для партий на выборах законодательных собраний регионов, и усиленные меры контроля за ходом выборов и подсчетом голосов. Безусловно, главной новацией в отредактированной единым махом избирательной системе станет введение пропорционального принципа для выборов всех 450 депутатов Госдумы. По словам Вешнякова, это "может стать логичным шагом по развитию реальной многопартийности в России и сплочению общества". Но при этом пропорциональная система, по мнению председателя ЦИКа, не должна быть "перенесена механически" - она должна учесть все плюсы и минусы, замеченные в федеральном округе, где голосовали по партийным спискам, чтобы сохранить в Думе региональное представительство.

Александр Вешняков высказался категорически против того, чтобы партии на выборы шли блоками - институт избирательных блоков, по его словам, был введен в свое время в условиях неразвитой партийной системы, однако в настоящее время на региональных выборах в качестве блоков зачастую выступают "политические пустышки, прикрытые популистскими лозунгами". Они активно эксплуатируют чужие названия - "Родина", "Единая Россия".

Вешняков считает, что настала пора разобраться и с партийными хамелеонами и предусмотреть возможность лишения мандатов депутатов, избранных по списку, в случае их перехода в другую фракцию, а также отзыв депутата, в случае, если он будет "плохо работать в регионе". Решение о лишении мандата должен принимать суд. Кроме того, партия может лишиться мест в парламентской фракции в случае, если ее кандидаты отказываются от мандатов без уважительной причины. К числу уважительных причин Вешняков отнес назначение на должность министра. Кроме того, предлагается сохранить 7-процентный барьер и распределять участников теледебатов согласно рейтингам социологических служб, а не с помощью жеребьевки, как это было прежде. Таким образом, по мнению главы ЦИКа, можно будет избежать ситуации, когда лидеры дебатируют с аутсайдерами.

Жесткие условия ставятся не только партиям, но и организаторам выборов - Вешнякову представляется необходимым усилить правовые гарантии общественного контроля за проведением выборов и подсчетом голосов избирателей - "Должен быть поставлен надежный законодательный заслон для неправомерных корректировок участковыми избирательными комиссиями протоколов об итогах голосования". А "в качестве перспективного направления, обеспечивающего точный подсчет голосов", Вешняков предлагает рассматривать электронное голосование. Он предложил закрепить в законе право Центризбиркома проводить в порядке эксперимента такое голосование на определенном, небольшом количестве избирательных участков. Бороться с грязными технологиями, снимая с выборов так называемых кандидатов-двойников, Центризбирком также намерен с помощью закона. Кроме того, считает глава ЦИК РФ, все кандидаты на выборные должности, когда-либо вступавшие в конфликт с законом, должны предоставлять сведения по снятой или погашенной судимости за тяжкие и особо тяжкие преступления.

Вешняков полагает необходимым сохранить институт сбора подписей избирателей для политических партий, участвующих в выборах, но при этом "для проведения реального, а не фиктивного сбора подписей необходимо снизить процент забракованных подписей, влекущий отказ в регистрации с 25 процентов до 5 процентов". "Отмена сбора подписей была бы своеобразным "имущественным цензом" для партий, не представленных в парламенте", - заметил председатель ЦИКа. А чтобы меньше было махинаций в этом деле, глава ЦИК предложил установить порядок представления сборщиками подписей списка их собственных автографов, заверенных нотариально.

Осенняя примерка новой модели избирательного законодательства показала, что перемены вполне могут устроить "единороссов", но не одномандатников. Не особенно пугает пропорциональная система выборов в Думу и увеличение численного минимума в партии (Вешняков, кстати, против этого) коммунистов - они только выторговывают условия. С грустью будут ждать перемен "народники" и независимые депутаты нынешнего созыва - они все пришли в Госдуму по одномандатным округам. Однако большинство участников вчерашней дискуссии воспринимают очередную реформу избирательной системы философски: "Как только мы приспособимся к действующим нормам, как только мобилизуемся, чтобы взять высоту, планка вновь поднимется".

Власть Работа власти Госуправление Законодательная власть Госдума