21.10.2004 03:00
    Поделиться

    Бугулов: конфликты из-за законодательных недоработок

    Парламентарии считают, что причины конфликтов на Кавказе заложены в нашем законодательстве

    - Проводили ли члены комиссии оценку угрозы возникновения нового осетино-ингушского конфликта?

    - Я вам могу сказать о своей личной оценке ситуации в Северной Осетии и Ингушетии, вынесенной в том числе и на основании результатов работы комиссии. Мне кажется, что массовых столкновений на почве мести в этом регионе не будет. Произошедший теракт был продуманной провокацией. Бандиты явно старались разжечь старый межнациональный конфликт. И большинство в Северной Осетии это понимают. Осетины, на мой взгляд, самый терпеливый народ на свете. Мы никогда не забудем того, что случилось, но в то же время не хотим идти на поводу у террористов. И так уже слишком много осетинской крови пролилось за последнее время. Вместе с тем нельзя сказать, что настроения в обществе по отношению к соседям не изменились. Нам, к сожалению, придется сделать определенные выводы, учитывая особенности их образа жизни и той деятельности, которой некоторые из них продолжают активно заниматься. Вот такие настроения в осетинском обществе в целом преобладают.

    Что касается разговоров о кровной мести, то, на мой взгляд, они, хотя и не беспочвенны, не имеют достаточных оснований. Осетины - высокоразвитый и высокообразованный народ, традиции прошлого остались далеко. Нужно понимать, что мы живем в другое время. К сожалению, исключать ничего нельзя и отдельные инциденты могут произойти, но это не будет носить массового характера. Сейчас власти республики и местные общественные организации очень активно ведут разъяснительную работу среди населения, объясняя своим согражданам, что нельзя поддаваться на провокации. Многое в данной ситуации зависит от действий властей и от того, будет ли сказана правда об этой ужасной трагедии. Жителям республики, да и, наверное, всему миру важно, чтобы расследование причин произошедшего было "прозрачным" и открытым, чтобы те, кто допустил, и те, кто совершил этот теракт, были названы и наказаны, чтобы были приняты меры для того, чтобы это не повторилось вновь. Пока что ситуация выглядит странной: с одной стороны - власть заявляет о том, что нам объявлена война. С другой - меры защиты населения отнюдь не соответствуют условиям военного времени. Такое положение вещей недопустимо, особенно на Кавказе: граждане в конце концов начнут сами, не надеясь на власти, заниматься обеспечением собственной безопасности и поиском виновных в теракте. И вот тогда-то могут начаться серьезные межэтнические конфликты.

    - Способна ли комиссия в ее нынешнем составе объективно рассказать о бесланской трагедии? Из 11 вошедших в нее сенаторов шестеро являются в прошлом сотрудниками силовых структур и лишь вы один в комиссии являетесь официальным представителем Северной Осетии.

    - Напомню вам, что в комиссию также входит депутат Госдумы Аркадий Баскаев, который тоже родом из Северной Осетии. Хотя избирался он от Московской области. Есть в ней и другие уроженцы Кавказа. Комиссия формировалась с учетом одной главной цели: мы все понимаем, что необходимо провести объективное расследование. А это означает, что люди, которые в нее входят, должны быть независимы в своих оценках, беспристрастны и способны как бы со стороны взглянуть на ситуацию в регионе. И лучше всего с этой задачей могут справиться парламентарии, не связанные родственными или иными узами с Осетией или с той же Ингушетией. Что касается большого количества бывших "силовиков" в комиссии, то могу сказать, что и это было вызвано необходимостью. В ходе расследования депутатам и членам Совета Федерации приходится, естественно, постоянно контактировать с представителями правоохранительных органов, армии, у которых всегда в запасе имеется множество способов уйти от ответов на вопросы. Поэтому присутствие в Парламентской комиссии "силовиков", разбирающихся во внутренних нюансах этой системы, облегчает расследование. Высказываются, правда, опасения, что бывшие военные и работники спецслужб, входящие в комиссию, начнут предпринимать попытки "спасти честь мундира", выгородить коллег и т.д. Но я таких попыток не наблюдаю и не верю в то, что они возможны. События в Беслане потрясли всех граждан нашей страны, включая, разумеется, и парламентариев. Работая на месте этой трагедии, общаясь с пострадавшими, забываешь о корпоративных интересах. К тому же к работе Парламентской комиссии приковано огромное внимание населения, СМИ, президента, и я уверен, что в таких условиях обнаружится любая попытка скрыть факты. Да и сами граждане республики, с нетерпением ожидающие итогов работы комиссии, заметят малейшую ложь.

    - Были ли случаи, когда правоохранительные органы по каким-то причинам отказывались помогать Парламентской комиссии, игнорировали ее запросы?

    - Нет, мне о таких случаях ничего не известно. Президент России лично дал гарантии того, что члены комиссии будут иметь доступ ко всей необходимой информации, а спецслужбы окажут ей всю необходимую помощь. Но впоследствии, как мне кажется, необходимо будет принять специальный закон "О парламентском расследовании", который четко определит полномочия и права таких комиссий.

    - Установлено ли, почему именно Беслан был выбран террористами для удара?

    - Беслан - довольно крупный город, рядом с ним расположены аэропорт, транспортные развязки, шоссе, железная дорога. В этой географической точке имеются все условия для того, чтобы террористы могли организовать свой отход - как поодиночке, так и группой с заложниками. Беслан находится недалеко от границы с Ингушетией, откуда до него можно легко и быстро доехать. В двух крупнейших городах Северной Осетии - Владикавказе и Моздоке - сконцентрировано много войск, там боевикам действовать труднее.

    - Насколько достоверна информация о том, что в Беслане еще за несколько дней до трагедии начали распространяться слухи о готовящемся теракте?

    - Эта информация нуждается в тщательной проверке. Республика полна слухов о самых разнообразных бедствиях, которые должны на нее вот-вот обрушиться. Учитывая, что мы живем в очень сложном регионе, появление таких слухов вполне объяснимо. Мне довелось слышать, что буквально за сутки до захвата школы все находившиеся в бесланских больницах ингуши быстро выписались и уехали из города. Насколько правдивы эти сведения, должно показать следствие. Хотя я, честно говоря, не очень верю в такие истории. Но зато я могу точно сказать, что боевики очень старательно готовились к нападению, и среди них, несомненно, были те, кто хорошо знал Беслан, часто бывал в этом городе. Они изучили методику работы наших спецслужб, учли опыт прежних терактов, в том числе и в театре на Дубровке. Захватив школу, террористы первым делом выбили практически все окна в здании, устроив сквозняк, чтобы таким образом обезопасить себя от газовой атаки. Кроме того, у всех у них были при себе противогазы. Они учатся на собственных ошибках. А мы?

    - Когда появится первый более или менее полный отчет Парламентской комиссии об обстоятельствах теракта в Беслане?

    - Скорее всего, не ранее нынешнего декабря - раньше не успеть. К тому же мне известно, что руководство Парламентской комиссии намерено вызвать на слушания некоторых высших должностных лиц, ответственных за обеспечение безопасности в России. Эта процедура займет определенное время. Мы подготовим сразу два отчета: открытый и закрытый. Открытый отчет будет основным, главным документом комиссии. В закрытой же части будут содержаться секретные сведения, которые не должны быть известны террористам. Добавлю, что комиссия не только проанализирует причины трагедии, но и подготовит рекомендации по предотвращению аналогичных трагедий в будущем. Теракт в Беслане продемонстрировал, что боевики нащупывают самые болезненные точки на Кавказе, пытаясь "взорвать" регион изнутри. Наше государство должно научиться грамотно реагировать на такие вызовы. И речь здесь должна идти не только о налаживании агентурной сети в среде боевиков, о борьбе с коррупцией в правоохранительных органах, о повышении зарплат работникам спецслужб. К решению проблемы терроризма нужен комплексный, глобальный подход.

    Поделиться