22.10.2004 02:00
    Поделиться

    Кудрин и Греф попросили увеличить штат замов

    С приходом в Белый дом Михаил Фрадков убеждал, что только построив структуру правительства в виде пирамиды, можно отказаться от сложившихся стереотипов управления, доставшихся новому кабинету в наследство. Первую задачу - освободить министерский уровень от непрофильных обязанностей и заполнить его работой - кабинету министров худо или бедно удалось выполнить.

    В нынешней системе управления заместители министров должны были играть роль администраторов, которые первыми и попали под "нож" сокращений. "Уменьшение количества замминистров до двух - это не просто уменьшение, это слом существующей системы управления", - заметил глава правительства. Но не прошло и полугода, как идеи об увеличении количества заместителей министров стали высказываться довольно часто. Вчера ее публично озвучил и министр экономического развития и торговли Герман Греф. Пока отраслевики отстаивали подведомственные предприятия и пытались переносить из списка в список федеральные госучреждения и федеральные государственные унитарные предприятия, главный финансист Алексей Кудрин и Греф выступили в единой связке, предлагая "добавить" замов.

    Ссылаясь на то, что в последнее время все чаще "возникают проблемы с исполнением правительством представительских функций", главный экономист обратился к премьеру с предложением ввести в министерствах новые должности - статс-секретаря. "Нам приходится представлять в Думе достаточно большое количество законов, депутаты, к сожалению, требуют значительного представительства в Думе. Поэтому, может быть, рассмотреть вопрос о создании института статс-секретарей, чтобы мы профессионально были на связи с парламентом", - сказал Греф. Лишившись в ходе административной реформы 15 из 17 заместителей, главный экономист тем самым фактически расписался в невозможности справиться с объемом работы, возложенным на его ведомство.

    Министр финансов Алексей Кудрин не остался в стороне и поддержал предложение Грефа: "Статс-секретарь - это однозначно необходимая функция каждого министерства". "Нам статс-секретари нужны", - заметил он. Министров, которые, судя по всему, просто "горят" на работе, поддержал и вице-премьер Александр Жуков. "И Госдума, и Совет Федерации действительно обращаются к нам с просьбами вернуть министерствам такие должности", - сказал он. Оказывается, депутатам кажутся недостаточно значимыми по статусу руководители департаментов министерств, представляющие многие законопроекты в парламенте. "В связи с этим я положительно отношусь к утверждению должности статс-секретаря в ранге замминистра", - сказал Жуков. Вот так быстро все позабыли о сотни топ-менеджеров, на которые страна возлагала большие надежды.

    Но уж как не убеждали Фрадкова министры, он так и не поддался на их уговоры. "Вот у меня в правительстве только один заместитель - Жуков, - напомнил глава кабинета. - И если решить вопрос о создании статс-секретарей положительно, то я себе попрошу еще пять замов, которых мне никто не даст. Все министры равны". А в заключение, чтобы главный экономист и главный финансист окончательно откинули крамольные мысли, твердо предупредил: "С министров ответственности никто не снимал".

    Собственно, вопрос о заместителях всплыл только по инициативе Кудрина и Грефа. На самом же деле главы ведомств собрались на Краснопресненской набережной обсудить ход административной реформы. В частности, распределение ФГУПов и ФГУ по спискам. В первые включили те предприятия и учреждения, которые остаются за федеральным центром, во вторые - те, что передают в регионы, в третьи - выставленные на продажу. Вице-премьер Александр Жуков, возглавляющий комиссию по административной реформе, сообщил, что была рассмотрена судьба 18975 федеральных госучреждений. В федеральной собственности предлагается сохранить 9519 госучреждений, передать субъектам Федерации - 3768, реорганизовать или ликвидировать - 2735 госучреждений. По 33 госучреждениям требуется дополнительное рассмотрение. Правительственная комиссия также рассмотрела вопросы о дальнейшей судьбе 9519 ФГУПов, из которых в федеральной собственности предлагается сохранить 1019 федеральных госпредприятий. Субъектам Федерации планируется передать 202 ФГУПа, реорганизовать или приватизировать - 3383 ФГУПа.

    Кроме того, комиссия по административной реформе включила 172 стратегических предприятия в перечень госучреждений и госпредприятий, предназначенных к реорганизации, продаже или ликвидации.

    - И в этом весь ужас. Почему только 172, а не 600? - пожалуй, впервые за все время своей работы в правительстве возмутился глава Федерального агентства по промышленности Борис Алешин. - Это решение должен принимать президент.

    Возмущался Алешин потому, что в перечень попали и те предприятия, которые должны были войти в интегрированные структуры. "Существуют и просто неточности", - заметил глава Роспрома, предложив определить подведомственность предприятий. "Иначе сейчас начнется паника", - предупредил он.

    - Как воспринимать ваше выступление: как критику в адрес комиссии или как исчерпанность аргументов? - поинтересовался у Алешина Михаил Фрадков.

    - Я имел бы право покритиковать комиссию, но я говорю о системных вещах, - парировал Алешин, который будучи вице-премьером сам возглавлял комиссию по административной реформе.

    - Что же случилось: к вам не прислушивались или Жуков вас должен был разнять? - спросил Фрадков.

    - У нас по целому ряду предприятий появляется несколько противоречивых директив. Там, где вы как председатель правительства не принимаете решение. Это работа номер один: решить перво-наперво вопрос с подведомственностью, - по-бунтарски не сдавал позиций Алешин.

    Его поддержал и глава минпромэнерго Виктор Христенко. "Это входит в противоречие с указом президента", - сказал он, имея в виду включение стратегических предприятий в перечень объектов, подлежащих продаже и ликвидации. Он призвал также разобраться с разграничением предметов ведения между правительством, министерствами и федеральными агентствами в вопросах определения дальнейшей судьбы госпредприятий, госучреждений, а также государственных пакетов акций в акционерных обществах. "Нужно определить, где должно принимать решение правительство, где должны принимать решения министерства, а где - агентства", - сказал министр.

    Кроме того, по словам Христенко, необходимо четко определить подведомственность всех госпредприятий и учреждений и юридически ее оформить. В противном случае, по его мнению, последующие действия с ними могут быть оспорены в суде.

    В общем, вице-премьеру Александру Жукову мало не показалось. Отвечая на это замечание, он сказал, что министерствам и агентствам предстоит в ближайшее время поработать с перечнем предприятий и учреждений, которые требуют уточнения своего статуса. В него попали 2 тысячи 920 госучреждений и 1 тысяча 848 ФГУПов. Причем он не исключил, что некоторые из этих предприятий и учреждений уже ликвидированы или находятся в процессе приватизации. "Просто не была сделана соответствующая запись в реестре",- пояснил он. Впрочем, кабинет министров все же принял целевую федеральную программу по реорганизации федеральных государственных учреждений и предприятий, и в ближайшее время вопрос сокращения предприятий и их приватизации будет решен.

    Поделиться