26.10.2004 01:30
    Поделиться

    Охотскому морю угрожает радиация

    17 лет назад гражданский вертолет Ми-8 попал в грозу близ острова Сахалин, имея на подвеске радиоизотопную энергетическую установку типа ИЭУ-1 весом около трех тонн, принадлежащую Тихоокеанскому флоту. Пилоты аварийно сбросили груз в море, сославшись впоследствии на неблагоприятные метеоусловия. Ровно через десять лет, 8 августа 1997 года, при полностью аналогичных обстоятельствах близ Сахалина была аварийно сброшена с вертолета в море вторая установка ИЭУ-1. Искать обе принялись лишь в октябре 2001 года. Но — безрезультатно…

    «Российская газета» дважды за минувшие годы рассказывала об этих ЧП. Ведь речь шла об опасности попадания в воды Охотского моря стронция-90. Радионуклиды, по мнению специалистов, не только были способны погубить все морские биоресурсы, но и (через потребление в пищу) привести к массовым заболеваниям и гибели людей на громадной территории Дальнего Востока. Злополучные ИЭУ-1 широко используются в нашей стране для энергопитания автономных электротехнических устройств, размещаемых в отдаленных безлюдных районах.

    Еще пять лет назад Ма­га­дан­ский отдел Гос­атом­над­зо­ра передал материалы по охотоморским ЧП в Магаданскую областную думу. На закрытом заседании магаданские думцы приняли соответствующее постановление и обратились в Государственную думу РФ с требованием незамедлительно принять меры по устранению из моря источников радиационной опасности.

    А далее началась длительная и бесплодная переписка между различными гражданскими и военными инстанциями. Суть ее была одна: на поиски и подъем «черной смерти» нет денег. И итог был один: РИТЭГи оставались на дне моря.

    Между тем в прошлом году командование Тихоокеанского флота утвердило технологию поиска, предложенную Са­ха­лин­ским филиалом НИИ механизации. Имеющийся у ученых многофункциональный комплекс «Трасса-СДС» позволял обнаруживать предметы размером до 20 сантиметров под пятиметровой толщей донного ила на глубине до 200 метров и точно фиксировать их координаты. Но… депутаты Государственной думы (теперь уже — прошлой) вновь не сочли, видимо, проблему острой: требующиеся средства на подъем РИТЭГов не были включены и в федеральный бюджет 2004 года.

    Последнеее обследование подтвердило самые худшие опасения. Уровень радиационного фона возрос до 87 рентген в час.



    А в середине августа прошлого года межведомственная группа, созданная при командовании Тихоокеанского флота, уже разбиралась с новым конкретным фактом — вышедшим из строя аналогом «подводных» ИЭУ-1, находящимся на навигационном пункте флота в одном из районов Чукотки. И установила, что генератор саморазрушился в результате некоего, точно пока не установленного по природе, внутреннего воздействия.

    30 июля нынешнего года Председателю правительства РФ Михаилу Фрадкову было отправлено письмо за подписью исполняющего обязанности губернатора Чукотского автономного округа А.В. Го­ро­ди­ло­ва. В нем отмечалось, что на упомянутом ранее аварийном чукотском генераторе — цитирую — «в результате несанкционированного физического воздействия и последующего неуправляемого теплотехнического процесса произошло разрушение блоков радиационной и тепловой защиты, а также защитного корпуса. В связи с создавшейся ситуацией район расположения указанного РИТЭГ объявлен зоной чрезвычайной ситуации. Развитие аварии происходит в течение трех лет. В 2003 году максимальный уровень гамма-излучения составлял 20 рентген в час…

    По словам начальника Ма­га­дан­ского отдела инспекций радиационной безопасности Дальневосточного межрегионального территориального округа федеральной службы по атомному надзору Юрия Скобелева, результаты последнего обследования аварийного ИЭУ-1 подтвердили самые худшие опасения. Уровень радиационного фона возрос с 20 до 87 рентген в час. Самое опасное, что во всех трех пробах грунта, взятых вблизи аварийного изделия, содержание стронция в 100-6000 раз превышает допустимый предел. Это означает, что закрытые источники радиации, комплектующие ИЭУ-1, разрушились и опасный радионуклид стронций-90 начал загрязнять окружающую природную среду.

    Стремительный рост масштаба радиационной аварии прямо свидетельствует о том, что аналогичные процессы развиваются в изделиях ИЭУ-1, затопленных в Охотском море и находящихся под избыточным давлением химически агрессивной морской воды. Загрязнение моря уже более чем вероятно.

    10 августа губернатор Чукот­ки Роман Абрамович направляет президенту письмо того же содержания — о ЧП на Чукотке. Вполне возможно, что этот сигнал и стал той каплей, которая переполнила чашу президентского терпения. И уже 11 августа на письме появилась резолюция в адрес министра обороны РФ С. Иванова: «Наведите порядок. Доложите о принятых мерах. Срочно. В. Путин». Тут же из фонда правительства на ликвидацию чрезвычайной ситуации были выделены средства. РИТЭГами, наконец, занялись вплотную. Полагаю, что в этом «размораживании» дела несомненная заслуга и всех тех, кто добивался спасения Охотского моря…

    Со дня на день мы увидим генератор, семь лет пролежавший на дне моря. Затем изделие требуется особо упаковать и отправить на спецзахоронение. Успокаиваться рано, пока в Охотском море или на его берегах есть вообще хоть одна бесхозная и аварийная установка РИТЭГ…

    Комментарий

    Михаил Котов,
    депутат Магаданской областной думы:

    — Радости особой после победы не чувствую, только усталость и возмущение. Сколько пришлось читать равнодушных и даже явно издевательских отписок! Сколько вранья услышать! Что за страна у нас такая, что по каждому важному вопросу надо обращаться непосредственно к президенту? Нет, чиновничью власть надо менять! Хорошо, что, на мой взгляд, этот процесс уже пошел. А о «черной смерти» забывать рано. Поднимают ведь лишь первую установку. На очереди — другая. На Чукотке — третья. А сколько еще их можно обнаружить в ближайшем будущем?!

    Поделиться