А пока - всего лишь соискатели. Среди них такие выдающиеся, как "Внутреннее море" Алехандро Аменабара (Испания), получившее в Венеции два приза за режиссуру и за лучшее исполнение мужской роли; один из главных хитов Каннского фестиваля "Никто не знает" Хироказу Корееды (Япония), где 12-летний Ягира Юя был награжден призом за лучшее исполнение мужской роли. Италия выдвинула мелодраму Джанни Амелио "Ключи от дома", которую прочили на "Золотого льва" Венеции, но прокатили, и теперь обиженный автор надеется на реванш. В числе претендентов ностальгическая сатира "Революция свиней" эстонца Карло Фанка, знакомая зрителям Московского фестиваля. В списке соискателей Ларс фон Триер с провокационной картиной "Пять препятствий", тоже ставшей хитом Венецианского фестиваля, но уже 2003 года, так что непонятно, как лента оказалась в числе новинок этого сезона. В гонке изъявили желание участвовать такие экзотичные страны, как Палестина, Таиланд, Филиппины и Малайзия, претендующая на "Оскара" впервые.
Как мы сообщали, российская "оскаровская" комиссия выдвинула на соискание премии Американской киноакадемии триллер Тимура Бекмамбетова "Ночной дозор". Мотивы выбора для нашего кино необычны: изрядный кассовый успех фильма, собравшего в прокате 15 млн. долларов.
Каковы его шансы? По гамбургскому счету, они равны нулю. "Дозор" - явление не художественного творчества, а расчетливой коммерции. Принципиально подражательный, он нацелен на то, чтобы овладеть секретами кассового успеха американских блокбастеров. Сумма в 15 миллинов по американским стандартам выглядит смешно - там только бюджет среднего блокбастера превышает 100 млн., не говоря о доходах. Но для нас она рекордна, и, ступив на эту тропинку, мы напоминаем автомобиль "Запорожец", который, пыхтя и коптя, гонится за "Мерседесом", причем тот его даже не замечает. Кроме того, большинство клюнувших на невиданную рекламу зрителей, посмотрев, оценивают картину крайне кисло.
Победы, как правило, приходят на иных гоночных дорожках. Китайское кино стало явлением мирового масштаба, используя только собственные национальные ресурсы - этику и эстетику, фольклор и стилистику, фирменные единоборства, увлечение которыми мгновенно охватило планету - и теперь Голливуд пытается подражать китайцам, как это сделал Тарантино в "Убить Билла".
Почему в год, когда в России снято несколько выдающихся картин ("Свои" Дмитрия Месхиева, "Мой сводный брат Франкенштейн" Валерия Тодоровского, "Водитель для Веры" Павла Чухрая, "Долгое прощание" Сергея Урсуляка), комитет вопреки всем традициям национального кино вдруг выбирает сработанную по чужим лекалам байку про вампиров, не имеющую отношения к искусству? На этот вопрос частично уже ответили мои коллеги, мне остается их поддержать: нынешний состав нашей "оскаровской комиссии" случаен, сервилен и руководствуется соображениями, к искусству имеющими отношение не больше, чем "Ночной дозор". Два года назад комиссия "не заметила" безусловного фаворита года - "Кукушку" Александра Рогожкина, имевшую все шансы на лавры. Теперь на "Оскара" выдвинута продукция влиятельного Первого канала и с участием председателя "оскаровской комиссии" - в момент, когда он находится на съемках далеко от России. Конечно, сделали человеку приятное, но я представляю, как трудно теперь этому серьезному художнику "держать лицо".
Впрочем, американские киноакадемики гамбургским счетом руководствуются не всегда - это тоже общеизвестно. Поэтому возможность сюрпризов остается. Хотя лично я их не жду и уверен, что нас опять прокатят - на этот раз заслуженно.
Список номинантов опубликуют 25 января. Церемония вручения академических наград пройдет 27 февраля 2005 года.