27.10.2004 01:00
    Поделиться

    Христенко не видит вины бензиновых монополистов

    Цены на бензин с начала года выросли более чем на 40 процентов, что крайне беспокоит общество. Об этом заявил вчера министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, выступая на ежегодной "Неделе нефти и газа" в Москве.

    Жесткие антимонопольные законы и внутренние товарные интервенции могут оказать только малое воздействие на цены внутри страны, обозначил свою позицию Виктор Христенко. Он скептически отнесся к утверждениям о ценовом сговоре монополистов - "такие факты должны быть доказаны в суде". Фактически министр продолжил дискуссию с антимонопольной службой, которая при всяком удобном случае дает понять, что с нынешним законом сговоры мало доказуемы. Разве что бензинщики сами не придут и не покаются. Ценовые происки Виктор Христенко предложил искать никак не в рядах сырьевых монополий. По его мнению, безудержный ценовой рост объясняется привязкой экспортных пошлин и рентных платежей нефтяников к мировым ценам на нефть. Причем такая зависимость закреплена законодательно и, мало того, стала ответом на требования общества изъять сверхприбыли. "Этой цели мы добились, рентабельность на внутреннем рынке нефтепродуктов упала в 3 раза за последние годы. Но платой стала жесткая зависимость этого рынка от цен на нефть", - таков вердикт минпромэнерго. Стало быть, нужно смириться с взрывоопасными ценовыми скачками или найти иной индикатор, нежели мировая биржа. Осталось неясным, готово ли ведомство само предложить иную логику для внутреннего топливного рынка либо ждет неких "общественных импульсов".

    Бушующая неконтролируемая ситуация с ценами на бензин портит общую блестящую картину отечественного ТЭКа. А по сути, являет ее оборотную сторону. Виктор Христенко в мажорных тонах проанализировал итоги "первой пятилетки двадцать первого века". Цифры неоспоримы. Россия производит 12 процентов мировых энергоресурсов, причем за пять последних лет рост добычи нефти составил 41 процент - втрое больше, чем у стран ОПЕК. При средних ценах на российскую нефть в 25-30 долларов за баррель нефтедобыча через 15 лет выйдет на рекордный уровень 1987 года (570 млн. тонн в год). Будет расти и экспорт, тем более что ресурсы внутренней переработки ограничены. Уже сейчас половину доходов бюджета составляют "энергетические" деньги. Виктор Христенко заявил также, что две мегасделки - продажа пакета акций "ЛУКОЙЛа" и объединение "Газпрома" и "Роснефти"- имеют одну цель. И она - рост эффективности управления компаниями. Обратим внимание, что государство не намерено терять контрольный пакет нефтегазового гиганта. Власть делает ставку на новый законопроект "О недрах". Он предусматривает, что отношения государства и недропользователя будут гражданско-правовыми, а не административными. По идее разработчиков, это подхлестнет деловую инициативу в этой области.

    На односторонность позиции минпромэнерго обратил внимание президент ТПП России Евгений Примаков. Он сказал, что рост добычи нефти стимулирует политику "снимания нефтяных сливок", а увеличение ВВП слишком привязано к внешним источникам подъема: "Переход к источникам внутренним идет чрезвычайно медленно". Это может привести к негативным тенденциям и в ТЭКе, и во всей экономике. Да и в нефтегазовой отрасли инвестиции в 2 раза отстают от темпов роста прибыли, а иностранные компании почти не вкладывают денег в новые проекты в России. Евгений Примаков указал на опасную степень монополизма на нефтяном рынке страны. Кстати, это весомый контраргумент против бессилия государства перед ростом бензиновых цен. Реальная демонополизация этого рынка уже стала кричащей потребностью, на которую чиновники пока реагирует лишь "имитацией бурной деятельности".

    Поделиться