Сюрпризом для мирового сообщества назвали средства массовой информации инициативу президента Пакистана Первеза Мушаррафа по решению застарелого индийско-пакистанского конфликта. Сюрпризом, надо сказать, запрограммированным. Исполнилось ровно 57 лет со дня, когда разразился вооруженный территориальный спор из-за штата Джамму и Кашмир.
Что же предлагает Мушарраф? Во-первых, четко определить территории компактного проживания в Кашмире мусульман, индуистов и буддистов. Во-вторых, вывести из Кашмира войска и объявить его демилитаризованной зоной. В-третьих, пересмотреть статус Кашмира, обсудить перспективу управления им Пакистаном и Индией или передачи соответствующих контрольных функций ООН.
"Если Индия и Пакистан, - заявил Мушарраф, - по-прежнему будут стоять на своих позициях, то конфликт не разрешится в ближайшие 100 лет".
Над этой проблемой бьются уже более полувека. Предлагалась уйма проектов по ее решению. По мнению наблюдателей, наиболее приемлемым вариантом могло бы стать признание госграницей между Индией и Пакистаном нынешней "линии контроля", разделяющей штат на индийскую и пакистанскую зоны. Такой компромисс закрепил бы то, что уже существует в реальности. Но пока никто не решается на юридическое оформление фактического положения Кашмира.
И вот теперь президент Мушарраф рискнул подступиться даже к этой, как говорят, квадратуре круга. Он отверг идею предоставления Кашмиру независимости, подчеркнув, что ни Пакистан, ни Индия не одобрят это решение. Плебисцит, на котором Исламабад настаивал более 50 лет, тоже не приведет в нынешней ситуации к решению проблемы. Очевидно и то, что нынешний статус-кво Кашмира не может сохраняться бесконечно.
Оппозиционный альянс из шести исламистских партий Пакистана встретил предложения Мушаррафа критикой, назвав их "предательством дела Кашмира".
Ну а что же Дели? Представитель МИД Индии Навтедж Сарна заявил, что такой план нужно представлять на переговорах, а не обсуждать его в средствах массовой информации. Для этого, указал он, есть официальные каналы.
Тем не менее Мушарраф выразил надежду на успех очередного раунда переговоров по Кашмиру, который пройдет в ноябре. "Я твердо уверен, - сказал он, - что решение будет найдено и мы впервые наконец увидим свет в конце туннеля".