Что характерно, это не вызвало в Кузбассе особой паники. Правда, общественность вообще была не в курсе происходящего. А в это время прокуратура города Обь соседней Новосибирской области возбудила уголовное дело по факту нарушения транспортировки экологически опасных веществ...
Источником гамма-излучений оказались емкости, наполненные противопригарной пастой. Более того, при детальном изучении сопроводительных документов и тщательном осмотре автомобиля выяснилось, что несколько емкостей с фурановой смолой и катализатором потеряли свою герметичность и начали протекать. Возникла реальная угроза взрыва. В город Обь был вызван представитель анжерского машзавода. Он подтвердил, что там действительно ждали этот груз для использования его в сталелитейном производстве.
Экспертиза, проведенная Центром госсанэпиднадзора по Новосибирской области, отнесла противопригарную пасту к третьему классу радиационной опасности: с повышенным содержанием природных радионуклидов - калия, радия и тория. Фурановая смола относится к классу экологически опасных веществ. Чтобы было понятно, почему фураны так опасны, необходимо сказать несколько слов о Стокгольмской конвенции, под которой подписалась наша страна в мае этого года. Россия присоединилась к девяноста странам мира, которые решили исключить из употребления двенадцать стойких хлорорганических соединений (СХС), в том числе диоксины и фураны. Все эти вещества накапливаются в растениях и домашнем скоте, могут переноситься по воде и воздуху на большие расстояния, вызывают раковые заболевания, нарушения нервной системы и врожденные дефекты. По условиям Стокгольмской конвенции: СХЗ может транспортироваться в другие страны только с целью их безопасного захоронения. Это международное соглашение предусматривает ответственность производителей за вредные последствия.
Невозможно себе представить, чтобы итальянская фирма обо всем этом не знала. Но тогда возникает вопрос: с какой целью она отправила запрещенные к промышленному использованию фураны российским машиностроителям? Может быть для того, чтобы не тратить на утилизацию стойких органических соединений немалые средства у себя на родине, о чем так много и часто говорят в Европе? Ведь куда проще отправить токсичные вещества за границу да еще получить за продажу хорошие деньги. Но тогда непонятна позиция руководства машиностроительного завода в Анжеро-Судженске. Неужели руководству завода безразлична судьба тех, кто работает на предприятии?
Как ответил главный инженер анжерского машиностроительного завода Александр Солдатов, фурановая смола, отвердитель для смол (катализатор) и противопригарная паста используются в сталелитейном производстве впервые. До этого применялись другие вещества отечественного производства, которые по своим качественным характеристикам не очень устраивали машиностроителей. Но, как считает главный инженер, все перечисленные ингредиенты угрозы для здоровья рабочих не представляют, потому что трудятся они в респираторах и им выделяется молоко. То, что фурановая смола согласно Стокгольмской конвенции запрещена для промышленного использования, главный инженер завода не знает.
- Если смола действительно так опасна, то мы закупать ее больше не будем, - был ответ главного инженера.