При советской власти иновещание совмещало просветительство с пропагандой; нынешний "Голос России" рассказывает иностранцам на тридцати с лишним языках о нашей стране и не дает потерять друг друга из вида нашим соотечественникам в ближнем и дальнем зарубежье. Накануне юбилейных торжеств руководитель радиостанции "Голос России" Армен Оганесян рассказал "РГ", чему и кому служило, а также с кем и о чем говорило на своем веку отечественное Иновещание.
- Иновещание было визитной карточкой Советского государства. Насколько глубокие метаморфозы довелось пережить станции? Как изменились ее функции и задачи?
- Станция менялась вместе со всей отечественной журналистикой: на место доктринерства пришла информация. С переменами в обществе пришло многозвучие мнений. Если мы будем представлять Россию во всем согласной, монолитной страной, нам перестанут верить. Одна из главных функций - способствовать диалогу культур: целые сегменты вещания у нас нацелены именно на это.
Когда разрушался Советский Союз, мы прогнозировали падение интереса у нашей аудитории. Но, к нашему удивлению, он только вырос - нас оставили только те, кого интересовали передачи вроде "Идеи коммунизма".
- Правда ли, что в советское время в задачи Иновещания, помимо вещания на языках других народов, входило пропагандистское вещание на российские эмигрантские диаспоры?
- Да, была Всемирная русская служба, которая специально вещала на первую и вторую волны эмиграции, а сейчас к ней добавилось еще одно приоритетное направление - наши соотечественники в странах СНГ. На сегодняшний день есть две основные "русские" программы для диаспор: разговорно-интерактивная "Содружество" и наша совместная с "Русским радио" служба "Русского международного радио", в передачах которой чередуются музыка и оперативные комментарии - FM-формат. Правда, появились горячие головы, которые предложили отказаться от адресного вещания и транслировать на все СНГ только программу "Содружество" и "РМР". А ведь у российских диаспор в разных странах - разные запросы и потребности в информации. Мы делаем исторические и культурные программы о музыке прошлых лет, молодежные и "цивилизационные" программы. По моим наблюдениям, ностальгия по СССР в СНГ куда сильнее, чем в России.
- Раньше культурным наполнением "Голоса России" были песни псевдофольклорных официозных коллективов, какой-то русский народный кич. Вы его сегодня тоже эксплуатируете?
- Если вы любите Россию, рассказываете о ней с душой и выразительностью, то никакого особого магнетизма вам не понадобится. А вот если вы делаете "образ России в глазах Запада", считаете Россию выеденным изнутри брендом, который надо набить содержанием и приукрасить макияжем, тогда без матрешек и пошлой сентиментальной слезы не обойтись. Мы не подмалевываем; Россия и без имиджмейкеров хороша. Помимо статуса великой державы у нашей страны есть еще сильнейшее духовное очарование, которое не оставляет равнодушными миллионы людей за рубежом.
- Известно, что Иновещание стало своего рода альма-матер для Александра Любимова, Владислава Листьева, Александра Политковского, Евгения Киселева: людей, которые в конце 80-х реформировали наше телевидение и теперь ассоциируются с перестроечным ТВ. Каким образом подцензурному иновещанию удалось стать в авангарде политического либерализма?
- Сотрудники редакций иновещания должны были общаться с людьми из другого мира, чтобы на их языке объяснять, в чем же преимущество советского образа жизни. У них был доступ к иностранной прессе, что по тем временам считалось высоким доверием. К тому же были люди, которые защищали геополитические интересы Советского Союза средствами информации. А это принципиально более честная и высокая задача, нежели рассказывать племенам Африки о том, почему они должны выбрать коммунизм. А во-вторых, в конце 80-х центральному телевидению понадобились свежие умные и информированные кадры, которые могли бы символизировать перестройку мышления. Где их еще искать, как не по ту сторону экрана? Их нашли здесь, на иновещании. Кстати, основатель радио "Эхо Москвы" Сергей Корзун - тоже выходец с Иновещания.
- С какой целью и в какой политический момент создавалось иновещание?
- В 1929 году перед правительством Сталина встал вопрос о прорыве дипломатической блокады вокруг СССР: нужно было рассказать миру о Советском Союзе и ликвидировать десятилетний информационный вакуум. Ленин, как известно, определял радио как газету без бумаги и расстояния, и радио действительно было организовано как аудиогазета: в эфире в основном читали выдержки из газет и передавали классическую музыку. Был и еще один подспудный "пиаровский" мотив - такое вещание должно было продемонстрировать Западу уровень технического развития Советского Союза. Первоначально иновещание называлось "Радио Коминтерн", но с идеологическими мутациями советского государства и в связи с выходом СССР из этой организации от этого названия отказались. Вещать начинали на немецком - Германия была ключевым государством того времени. Позже именно нам довелось сыграть свою роль в разрешении карибского кризиса: именно через московское радио Кеннеди раньше дипломатической почты узнал, что Хрущев послал ему ответ на предложения Вашингтона, люди всего мира прильнули тогда к радиоприемникам. Встречи в верхах, смены вождей - все это вызывало взрывы интереса к нашим программам.
- Вам не мешает государственный статус? Не заставляет вас быть официознее, чем вы бы того хотели?
- Во всем мире Иновещание так или иначе финансируется государством. Но это не означает автоматически, что наш эфир полон рапортов и канцелярщины. Даже во времена "холодной войны" наши программы о культуре, культурно-исторических связях стран и современной цивилизации никогда не прекращали быть одной из главных составляющих. И сейчас мы стремимся быть не визитной карточкой России, а скорее радиоэнциклопедией: чтобы тот, кто интересуется русской культурой, удовлетворял бы свои запросы с нашей помощью. Сейчас мы запускаем мультимедийный радиопроект "Вся Россия от А до Я", где будут интегрированы интернет-сайты, мультимедийные и DVD-носители и радиоэфир. Это будет такая популярная мегаэнциклопедия, но только без наукообразия. Нам пора переходить к дягилевскому подходу в продвижении русской культуры - не воспроизводить ее для иностранцев, а явить им всю ее партитуру, построить ее изложение во внятный и целостный сериал.
Наша задача все-таки просветительская, мы не должны сосредотачиваться на зарабатывании денег. Отчего-то считается, что мы не можем конкурировать с коммерческими станциями, вещающими на территории СНГ. Можем! Наши журналисты меж тем каждый год обязательно завоевывают одну-две награды российских радиопремий в самых разных номинациях.