29.10.2004 00:10
    Поделиться

    Киномир - в состоянии войны

    Первые споры разгорелись уже в процессе определения регламента. По предложению Всеволода Шиловского в повестку дня был включен вопрос о состоянии и судьбе самого Дома кино. Его собираются то ли поставить на реконструкцию, то ли, по примеру гостиницы "Москва", до основания снести, чтобы построить на этом месте многоэтажное офисное здание, где Союзу кинематографистов отведут этаж-другой. Затем возник вопрос о том, правомерен ли предложенный секретариатом СК состав президиума - правильно ли, к примеру, что собрание ведет тот же самый человек, который, возможно, будет переизбран на пост председателя союза. Самые ожесточенные споры вызвало предложение избирать нового главу СК тайным, а не открытым голосованием. Хотя этот чисто процедурный вопрос можно было бы решить за одну минуту, проголосовав, процедура затянулась на час, приведя к скандалу. Оратор за оратором требовали поставить предложение на голосование, но первый секретарь СК Клим Лаврентьев необъяснимо тянул, пока вышедший к микрофону Эльдар Рязанов не возмутился: "Я впервые вижу, чтобы так нагло и откровенно игнорировали решение Московского союза, и предлагаю в случае, если вопрос не будет поставлен на голосование, всей московской делегации покинуть съезд".

    Этот момент и стал критическим: разговор перестал быть конструктивным и сорвался на взаимные обвинения. На еще более повышенных тонах Рязанову возразил режиссер Андрей Смирнов, ему, в свою очередь, - оператор Анатолий Головня, а тем временем Никита Михалков уже встал на трибуну, чтобы начать отчетный доклад. Ему долго мешали выкрики и "букание" из зала.

    Отчетным доклад, однако, не был и, в свою очередь, превратился в страстную обвинительную речь. Она была адресована "одной и той же группе лиц", которая уже не впервые пытается "расколоть союз и сорвать съезд", и "не пойти у нее на поводу - вопрос принципиальный". Никита Михалков выразил протест против волны домыслов о разрушительных планах руководства СК и сообщил, что вопреки слухам долг союза прекратил свой рост: "Скоро мы начнем его отдавать, и я договорился, что без процентов, а крики о том, что, мол, Михалков хочет обанкротить союз, - это бред".

    Докладчик сосредоточился на долговременной войне, идущей между СК и Киноцентром: "Прошло 59 процессов, 274 судебных заседания, потрачено 12 тысяч человекочасов". Саркастически прочитал обвинения в адрес руководства СК, опубликованные в российской печати. Сообщил еще об одной группе лиц, которые завладели частью Киноцентра и в которую вошли видные российские кинематографисты - Станислав Говорухин, Владимир Мотыль, Иван Дыховичный, Наталья Фатеева... Говорил о "саботаже Московского союза, который надеется, что богатая Москва обеспечит ему благополучие".

    Заданная с самого начала съезда интонация взаимных обвинений рано или поздно должна была возмутить зал. И уже не помог оптимистический доклад социолога Даниила Дондурея о стремительном росте нашей киноиндустрии, проката и доходов от кино ("Аудитория растет на 50-70 процентов в год, к 2007-му кассовые сборы в стране достигнут полумиллиарда долларов, и Россия сможет спорить с Испанией за 6-е место в Европе... Наступает эра крупных кинопроизводящих компаний, все готово к большому скачку..."). Не помогло и выступление заместителя руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии Александра Голутвы, сообщившего, что благодаря производству сериалов вся структура кинематографа после долгого периода застоя снова работает с полной нагрузкой. Как только закончились доклады, съезд снова вернулся к так и не решенным процедурным вопросам. Председатель МСК Павел Финн говорил об утрате союзом творческой атмосферы ("Сегодня это административная структура с жестким руководством".), о том, что из обещанного на V съезде не выполнено ничего, зато с Московским союзом идет постоянная конфронтация ("Председатель СК РФ ни разу не встретился с нами и не ответил ни на одно наше письмо, демонстрируя брезгливое равнодушие"). Президент гильдии кинокритиков Виктор Матизен обратил внимание зала на то, что невозможно получить никакой информации о финансовой деятельности союза: "Я верю уважаемым людям, которые стоят у руководства, но предпочел бы знать, как расходуются средства союза, - это право каждого его члена". Драматург Рустам Ибрагимбеков от имени Конфедерации союзов кинематографистов стран СНГ говорил о непримиримости руководства СК к любому инакомыслию.

    Конструктивный разговор в накаленном зале был уже невозможен. Аргументы оппонентов тонули в эмоциональных выступлениях представителей регионов, искренне пораженных увиденным. "Стоило мне лететь 9 часов, чтобы попасть в эту свару?" - спрашивал оператор из Хабаровска Геннадий Лысяков. Оппозиция явно не учла того обстоятельства, что отголоски долговременной и достаточно принципиальной войны между СК РФ, Конфедерацией союзов кинематографистов и Московским союзом долетали до других кинематографических центров страны в виде разноречивых слухов о московских баталиях, которые изначально не вызывали симпатий к "бузотерам". Приехавшие были искренне убеждены, что речь действительно идет о "группе лиц", кто-то даже возмутился тем, что на съезде СК России "бузят представители другого союза". Пришлось разъяснять, что Московский союз - всего лишь наиболее многочисленная часть членов Союза общероссийского. На что немедленно последовало предложение исключить МСК из состава СК РФ. Приехавшие один за другим выражали благодарность председателю СК и первому секретарю за внимательное отношение к проблемам регионов, в московскую ситуацию явно не могли врубиться, не хотели в нее врубаться и по-своему были правы: творческий союз существует не для свар и раскола. Вопрос же о том, что, собственно, привело к расколу, для них тонул в мареве слухов.

    Лишь немногие ораторы пытались вернуть съезд к не менее принципиальным творческим вопросам. Режиссер Олеся Фокина, к примеру, страстно обрушилась на телевидение и те самые сериалы, которые "плодят пустоту и развращают умы. Нас телевидение нанимает как рабов, и, если мы действительно культурное сообщество, этой диктатуре телевидения мы должны противостоять. Съезд должен принять резолюцию, осуждающую ТВ за растление нации".

    К началу второго дня события снова обросли слухами. Но общий расклад сил уже был достаточно очевиден: до разговора о кинотворчестве вряд ли дело дойдет, а Никита Михалков получит все более определенную поддержку большей части окончательно расколовшегося зала. В Центральном доме кино продолжались ожесточенные споры о войне СК с МСК, о фигуре руководителя союза и тайном голосовании.

    На момент подписания номера в печать кандидатами на пост председателя Союза кинематографистов являются Никита Михалков, Станислав Говорухин, Эльдар Рязанов и Елена Цыплакова.

    Поделиться