Напомним, что 20 октября Московский арбитражный суд обязал ИД "Коммерсант" выплатить Альфа-банку 11 млн. долл. за нанесение репутационного и материального вреда. Это самый крупный иск в истории России к средству массовой информации. Предмет иска - статья "Банковский кризис вышел на улицу", появившаяся в газете "Коммерсант" 7 июля. Содержащиеся в ней сведения "Альфа", а затем суд сочли не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию банка.
Еще за несколько дней до записи программы ряд экспертов предсказывали примирение двух структур "под руководством" Владимира Соловьева, однако идиллической картины не получилось. Раздав положенные и заслуженные комплименты противнику ("Я, как и каждый приличный человек, начинаю утро с "Коммерсанта"), Фридман сформулировал цель иска - заставить газету признать свою ответственность за публикацию недостоверных, по мнению банкира, фактов, которые спровоцировали панику и нанесли существенный экономический ущерб Альфа-банку. Кроме того, Фридман заявил, что его служба безопасности провела собственное расследование причин появления злополучной статьи, однако предпочел его результаты не обнародовать, пообещав сообщить их Васильеву в более тесном кругу.
Васильев же видит истинную причину конфликта в желании "Альфа-групп" приобрести "Коммерсант", напоминая, что в 1999 году Фридман уже делал одну неудачную попытку. Кроме того, Васильев назвал иск "Альфы" "попыткой торгануть лояльностью".
"Ассистировали" дуэлянтам люди известные и уважаемые. Спину гендиректора "Коммерсанта" прикрывали адвокат Павел Астахов и Виктор Геращенко - "бывший сотрудник Центробанка". Против такой тяжелой артиллерии Михаил Фридман выставил Юрия Башмета и Андрея Макаревича.
В споре на банковские темы банкир и юрист оказались априори гораздо более убедительными, чем альтист и рок-музыкант. И если Андрей Макаревич в своей речи больше ограничивался риторическими вопросами типа "где мера ответственности СМИ?", то Юрий Башмет не смог совладать с эмоциями, обвинив "Коммерсант" чуть ли не в деятельности, направленной на развал России. Особенно маэстро задевают статьи музыкальных критиков "Коммерсанта", к прошедшему банковскому кризису никакого отношения не имеющие.
По итогам словесной дуэли судьи - издатель Владимир Григорьев, президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев, академик Евгений Велихов и фигурист Илья Авербух - присудили победу Михаилу Фридману. На вопрос: "Удовлетворены ли вы решением суда?" Фридман ответил очень точно: "В юридическом смысле это победа, а вот в человеческом - пиррова победа". И с приличной долей шутливого цинизма пообещал Васильеву в случае необходимости кредит, дабы тот смог расплатиться с Альфа-банком по иску.
В принципе такой рядовой для западного общества инцидент, как суд между средством массовой информации и недовольным героем публикации, в России сегодня приобретает особое значение и идет во вред не только обеим сторонам, но и всей системе в целом. Тревожным симптомом является и то, что в начавшуюся пиар-кампанию под лозунгом "Во всем виноваты журналисты", которую проводят различные госчиновники, включилась довольно аполитичная "Альфа-групп". Претензии банк высказывает газете, а не тем госчиновникам, которые обнародовали "черный список" банков, куда попал и Альфа-банк.