Руководители силовых ведомств таким образом получили возможность отчитаться о том, что успели сделать, и попросить у Думы новых законов. А народные избранники могли продемонстрировать свою заботу об избирателях и знание обстановки. Диалог силовиков и парламентариев получился острым. Пожалуй, впервые за последние годы руководители органов правопорядка раскрывали секреты оперативной работы, самокритично говорили о недостатках своих служб и не боялись показаться недемократичными, предлагая ужесточить законодательство.
Рашид Нургалиев напомнил о потрясших мир терактах, о террористической угрозе, которая не минует ни одну страну. И сообщил депутатам, что благодаря консолидации усилий правоохранительных органов в этом году удалось предотвратить более двухсот терактов в Москве, Санкт-Петербурге, Ставрополе, Ростове-на-Дону, Кабардино-Балкарии и Волгоградской области. Выявлено и уничтожено 20 баз боевиков, 69 тайников с оружием и боеприпасами, 40 мини-заводов по незаконной переработке нефти. В Чечне с начала года уничтожено 190 бандитов, оказавших вооруженное сопротивление силам правопорядка, задержано за участие в незаконных бандформированиях 390 человек, 102 человека "склонены к явке с повинной". МВД усилил контроль в аэропортах, принял специальные меры по защите школ и детских садов. Органы внутренних дел "в целях подрыва финансовой подпитки терроризма" возбудили 847 уголовных дел "в отношении членов этнических группировок и лиц, финансирующих бандформирования, наложили арест на имущество в размере 450 миллионов рублей, конфисковано имущество на 750 миллионов рублей".
Однако Нургалиев признал, что этих мер пока не хватает для того, чтобы обеспечить безопасность российских граждан, потому что "система противодействия терроризму носит не предупредительный и упреждающий характер, а только реагирующий".
По словам министра, МВД и ФСБ разработали комплекс мер, необходимых для противодействия терроризму. Среди которых - контроль за законностью предоставления гражданам регистрации - "случаи, когда в одной квартире регистрируют сотни людей, должны уйти в историю". Предлагается также введение правового режима безопасности в окружении ядерных объектов, государственных стандартов и моделей угроз безопасности и полная антитеррористическая паспортизация. "Силовики" считают необходимым усилить контроль за рынком и эксплуатацией малой и легкомоторной авиацией, ввести специальный антитеррористический режим на метрополитене, провести тотальную инвентаризацию оружия. По словам Нургалиева, "сегодня установить принадлежность автомата практически невозможно, не говоря уже о снарядах, минах и гранатах".
Глава ФСБ Николай Патрушев первым делом сообщил депутатам, что боевики, захватившие школу в Беслане, употребляли сильнодействующие наркотические средства и транквилизаторы, в частности амфитомины, предназначенные для снижения утомляемости, повышения устойчивости организма к боли, физическим перегрузкам. Но большую часть своего выступления говорил о причинах, порождающих терроризм и почве, которая позволяет ему укорениться на российской земле. Чтобы успешно бороться с терроризмом, по мнению Патрушева, надо снизить социальную напряженность на Северном Кавказе. Комментируя развернувшуюся в последнее время дискуссию об освещении терактов в средствах массовой информации, Патрушев сказал, что признает право населения получать информацию об обстоятельствах терактов. Однако эта информация должна преподноситься таким образом и в такое время, чтобы исключить возможность ее использования террористами для достижения своих целей, и не затруднять реализацию контртеррористической операции и ставить под угрозу жизнь и здоровье как мирных граждан, так и сотрудников спецподразделений.
Также, по мнению Патрушева, недопустимо распространение материалов, содержащих сцены особо жестокого насилия, потому что это играет на руку террористам, которые хотят запугать людей.
Генпрокурор Владимир Устинов, комментируя происшедшие в стране теракты, заметил, что "если простой обыватель может расценивать их как трагические стечения обстоятельств и продолжать жизнь по-прежнему, то государство и его органы этого позволить себе не могут". По мнению Устинова, "мы наступаем на те же грабли и опаздываем с реагированием на опасные угрозы". Понадобился пожар в якутской школе и гибель детей, чтобы по стране прошла тотальная проверка школ и стали предприниматься меры противопожарной безопасности. Расстрел террористами детей в Беслане показал, что нужны еще и тревожные кнопки, охрана детей, дежурства работников милиции". Генпрокурор рассказал думцам, как продвигается расследование теракта в Беслане - "из 32 участников злодейского нападения установлены личности 12 бандитов, еще два участника известны по именам Фарух и Магомад. Они наемники из других стран". Как показало следствие, пятеро участников до Беслана "отметились черными делами и в июльских событиях в Ингушетии". Сейчас прокуратура проверяет информацию, опубликованную в некоторых газетах, что "боевики под разными предлогами был отпущены, якобы, как было написано, позорные деньги сильнее спецслужб". Но, по сведениям прокуратуры, сказал Устинов, на самом деле эти "разные предлоги" оказались вполне законными - один отпущен по амнистии, вину другого не удалось доказать, третий оправдан судом присяжных заседателей. А "позорных денег" в этих делах прокуратура пока не нашла, хотя Устинов и признал, что недостатков в работе правоохранительных органов пока немало. Много их в законодательстве. Депутаты, по мнению Устинова, настолько далеко ушли по пути либерализации законов, что после каждого теракта приходится их латать. Прокуратура предлагает как поправить законодательство, чтобы оно позволило органам правопорядка эффективнее бороться с терроризмом. В законе о противодействии терроризму, по словам Устинова, должна быть упрощена процедура судопроизводства, предусмотрен "контрзахват" заложников, институт агентов, защита свидетелей и лиц, внедренных в террористические структуры, страхование террористических рисков, денежное вознаграждение гражданам за информацию, которая способствует решению задач по борьбе с терроризмом. В законе не должно быть общих норм и деклараций, считает Генпрокурор, там нужны только чрезвычайные меры противодействия террористам, меры, недопустимые в иных условиях и неприемлемые в борьбе с другими преступлениями. Устинов предлагает у террористов изымать все имущество, и то, которое было использовано для теракта, и то, что получено в порядке уплаты за совершенные преступления. "Если террористы-смертники, которых денежным посулом вовлекли в преступную деятельность, будут знать, что денег их родственники не получат, все будет изъято, наверно, предположил генпрокурор, кого-то эта мера может и остановить. Отвечая на вопросы депутатов, Патрушев согласился с тем, что судить террористов должны профессиональные суды, а не суды присяжных заседателей. Устинов предложил задерживать родственников террористов и показывать, что может с ними произойти. "Кто с мечом пришел, тот от меча должен и погибнуть", - сказал он. В зале пленарного заседания после этих слов раздались аплодисменты. Но первый вице-спикер палаты Любовь Слиска возмутилась: "Вы призваны стоять на страже закона, а предлагаете незаконные действия". Слиска задала еще один не очень приятный вопрос: "До каких пор мы будем допускать, чтобы преступники уезжали за границу, а потом мы объявляли их в международный розыск?" На что Генпрокурор парировал - "До тех пор, пока будет такое законодательство о порядке производства расследования, это, к сожалению, будет. Потому что сначала надо расследовать, а потом арестовывать". Все вместе силовики не взяли на себя ответственность и не выдали Думе гарантии, что терактов в России больше не будет. Более того, Николай Патрушев сообщил, что "сейчас установлено более 80 смертников, подготовленных за рубежом, которые должны направляться в Россию". Однако, по его мнению, это говорит не о бесполезности борьбы, а о необходимости борьбы с терроризмом.