Как защищают собственность города московские власти? Как поступить рядовому москвичу, если угроза нависла над его предприятием? Как снизить риск, покупая квартиру в доме, фундамент которого едва вылазит из земли? Эти и другие вопросы читателей "РГ" обсуждались в ходе "Делового завтрака" в "РГ" с Александром Корсаком - начальником управления по экономической безопасности города Москвы.
В дождь раскройте зонтик
- Александр Борисович! Когда чуть больше двух лет назад появилось ваше управление, некоторые СМИ писали: "Лужков создает свою опричнину..." И в самом деле, какая была необходимость в появлении новой структуры?
- Возьмите любого гражданина - вопросы собственной безопасности его волнуют больше всего на свете. Идет дождь - человек открывает зонтик, чтобы не вымокнуть. Квартиру мы защищаем бронированной дверью, кодовым замком и камерой видеонаблюдения в подъезде... Москва же крупнейший собственник. Есть у нее земля, недвижимость, акции в акционерных обществах, государственные унитарные предприятия... Не защищать их - то же самое, что уйти из дома, оставив дверь нараспашку.
- Но есть же МВД, ФСБ - пусть они и защищают?
- Их задача - раскрывать преступления, совершенные в сфере экономики, а наша - не допускать их. Увидеть угрозу собственности города на самой ранней стадии и предотвратить ее.
- От кого же исходит опасность?
- Иногда от вполне добропорядочных на первый взгляд граждан, появившихся в Москве вроде бы с самыми добрыми намерениями. Например, недавно по поручению мэра мы проанализировали 2,5 тысячи инвестиционных контрактов, заключенных за последнее десятилетие. Оказалось, что в 450 из них инвесторы не выполнили своих обязательств. То есть чуть ли не в каждом пятом случае. Один не отдал положенную долю жилья, другой не вложил обещанных денег в развитие инфраструктуры, третий вовремя не освоил выделенную землю. В итоге - миллионы рублей убытков.
Лучше учиться на чужом опыте
- В прошлом году Москву сотрясали скандалы вокруг так называемого недружественного поглощения предприятий через скупку акций. Процесс продолжается?
- Да. Но уже не с такой интенсивностью. Сначала правительство Москвы его остановило, можно сказать, с помощью административного ресурса, предупредив захватчиков, что не позволит закрыть скупленные предприятия. Какая позиция у столицы? Ты стал собственником, но далее свои действия ты обязан согласовывать с городом, его социально-экономическим развитием. Хочешь на этом месте строить офисы и сдавать их в аренду? Жилье? Пожалуйста. Но если это профильное предприятие, и городу необходимы рабочие места, передислоцируй его. Выделим новую площадку, строй цеха и перевози завод. Не можешь? Тогда не трогай, пусть работает, как работало. Впрочем, многие предприятия и сами уже научились защищаться. С помощью встречной скупки акций у своих акционеров, консолидации контрольных пакетов. Поэтому теперь, когда ко мне приходит директор предприятия и жалуется, что их акции скупают, меня прежде всего интересует, а что он сам предпринял? К сожалению, выводы из чужого горького опыта делают не все. Например, весной к нам обратилось руководство швейной фабрики "Вымпел". Оказалось, что история тонкосуконной фабрики имени Петра Алексеева его ничему не научила. Недавно началась скупка акций "Моспромстроя" - какую-то часть их организация уже потеряла.
- А вы куда смотрите?
- Я спросил у генерального директора "Моспромстроя" Василия Мороза: скупка идет законно? Или акционеров вынуждают силой расставаться с акциями? Силовых методов не было, говорит. Тогда какое может быть вмешательство? Акции - такая же собственность человека, как дача, квартира, и владелец вправе распоряжаться ими по своему усмотрению.
Фронтовые сводки с улиц столицы
- Практика показывает, что все чаще собственность захватывают силой...
- Это действительно так. Замечу, что силовой захват - наиболее опасный в наши дни вид передельных войн. И наиболее привлекательный для специализирующихся на нем, так как дает до 1000 процентов прибыли.
- Расскажите, как происходит захват на деле. К счастью, большинство москвичей видело это лишь по ТВ.
- Непременная составная часть почти всех их - поддельные документы. Скажем, приходит на предприятие человек и объявляет: "Я ваш новый генеральный директор". В подтверждение достает из папки протокол собрания, где были внесены изменения в руководящие органы АО или ЗАО, свидетельство о перерегистрации юридического лица...Все фальшивое. А за спиной у новоявленного руководителя так называемая группа силовой поддержки. Они изымают подлинные документы предприятия и выкидывают на улицу законного руководителя.
- Как же не боятся? За это же и в тюрьму можно попасть!
- Здесь весь расчет идет на скорость этого своеобразного блиц-крига. К сожалению, правоохранительная машина довольно долго раскручивалась. Пока жертвы захвата ходят по судам и доказывают, что это они и есть истинные собственники, захватчики в это время не раз продадут компанию людям, знать не знающим о предшествовавшей их покупке афере. Так выглядит мягкий вариант.
- А жесткий?
Агрессоры лишились главного козыря: внезапности нападения. Теперь, когда они появляются на территории облюбованного предприятия, их уже ждут милиция, прокуратура и другие силовые структуры.
- Тут в ход идут те же липовые бумаги, как это было, к примеру, во время попыток завладеть ОАО "Мосвторцветмет". Люди, положившие глаз на это предприятие, сначала произвели в учреждении юстиции и инспекции Москвы по налоговым сборам перерегистрацию права собственности на нежилые помещения, расположенные по Огородному проезду, 4. Сделали это на основе поддельной выписки из протокола внеочередного собрания акционеров, согласно которой гендиректором якобы был избран А.Д. Джаниашвили. Хотя, как позднее показала прокурорская проверка, акционеры своего руководителя не переизбирали, решения о продаже зданий не принимали, акций не продавали и в доверительное управление никому их не передавали. Дальше действия начали развиваться, как в настоящем боевике. Захватчики, вооруженные газовым и помповым оружием, а так же прутьями из строительной арматуры, проникли на территорию, избили охрану, разбили стекла в здании, разрушили кирпичный забор, повредили две машины.
- А милиция-то что? Неужели ее не вызвали?
- У нас в распоряжении есть видеопленка, где засняты пять милицейских машин и стоящие в сторонке люди в погонах. Они наблюдали, как буквально стенка на стенку - человек 200 с одной стороны и 200 с другой, работники "Мосвторчермета" сражаются за свое добро. Но если бы это был единственный случай! Справка о силовых захватах, происшедших в Москве за последний год, напоминает фронтовую сводку о боевых действиях. Судите сами. 30 октября 2003 года - захвачен универмаг "Москва". 15 января - завод "Станкоконструкция", 1 февраля - мясоперерабатывающий завод, 8 февраля - НИИ эластомерных материалов и изделий, 12 марта - спецмонтажналадочное управление-33, 8 апреля - часть фабрики "Покровское", 9 апреля - оптовый склад, 10 апреля - произошла попытка захвата строительного предприятия "Центротранстехмонтаж" и так далее. За один год - 35 силовых захватов!
- Чем они так опасны?
- Мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков назвал силовые захваты экономическим терроризмом. Только те, кто ими занимается, убивают не людей, а предприятия, юридические лица. Последствия практически одинаковы: прекращается на предприятиях производственная деятельность, работники остаются без работы.
- Чем объясняется почти двухмесячная пауза - последняя попытка завладеть чужой собственностью в Москве датирована 3 августа?
- Именно в это время Москве удалось остановить нашествие силы.
- Каким образом?
- О сложившейся ситуации была подготовлена аналитическая записка мэру. 8 сентября Лужков созвал на совещание руководителей всех правоохранительных органов и силовых структур города. После обсуждения вопроса была создана межведомственная рабочая группа для координации работы и оперативного реагирования на каждый факт силового захвата предприятий и организаций.
- Что после этого изменилось?
- Агрессоры лишились главного козыря: внезапности нападения. Это стало очевидно при первой же попытке завладеть АО "Фили-кроля", предприятием, имеющем очень "вкусную" территорию - прямо за Бородинской панорамой. Как только поступила информация о готовящемся захвате, туда выехали силовики. В результате 40 человек были задержаны. Так же оперативно правоохранительные органы сработали и при попытке захвата Семеновской мануфактуры в Восточном округе и предприятия "Зенит" в Зеленограде. В общем, все три нападения были достойно отражены. Понимая, что борьба с захватами - не чисто московская проблема, направили письмо председателю правительства Михаилу Фрадкову, которое он спустил министру иностранных дел РФ и генпрокурору. Наконец мы действительно почувствовали, что не одиноки в этой борьбе.
- То есть удалось объяснить милиционерам, что не в долю надо входить, а выполнять свой долг?
- В общем, да. Главное, уже прошли по цепочке захватчиков. Возбуждено свыше трех десятков дел.
- И кто же эти захватчики?
- Когда отдельные эпизоды сложились в единую картину, стало ясно, что в роли агрессоров действуют по сути одни и те же фирмы-фантомы, ничем иным, кроме силового захвата, и не занимающиеся. Состоят они в основном из иногородних граждан. В список входят так называемая инвестиционная компания "Россия", ООО "Агентство антикризисных технологий" и другие.
- Что их ожидает?
- Самое малое - ответственность по статье "мошенничество".
- Вы уверены в том, что теперь Москва надежно защищена?
- Пока нет. Но после того, как будет принят Госдумой целый пакет дополнений в существующие законы, направленных на защиту собственности акционеров, такая уверенность наступит. Я надеюсь, что это произойдет в самое ближайшее время. Такое убеждение я вынес с крайне заинтересованного обсуждения этой проблемы на "круглом столе", организованном 25 октября комитетами по безопасности и собственности Госдумы РФ.
- А что, по-вашему, может сделать еще сама столица для обеспечения безопасности своей собственности?
- Сейчас выделены два очень важных направления. Первое - развитие работы во всех сферах, связанных с собственностью (ее регистрацией и прочими сделками) по принципу одного окна, что исключит общение собственников с чиновниками и в свою очередь уничтожит питательную базу для коррупции в этой сфере. Второе - проведение конкурсов при размещении городских заказов, продаже и сдаче в аренду недвижимости и так далее. Чем прозрачнее в городе все операции, совершаемые с собственностью, тем непреодолимее становится барьер для охотников до нее.
"Горячая линия" слушает, тел.: 234-04-00, 631-11-77
- Александр Борисович! Вы помогаете только предприятиям выпутаться из беды? У москвичей тоже могут возникнуть проблемы с собственностью...
- У нас постоянно работает "горячая линия" и мы охотно помогаем советами всем, кто в этом нуждается.
- Жилье в Москве очень дорогое, поэтому очень заманчиво вкладывать деньги в его строительство на нулевом цикле. Квартиры в это время стоят дешевле всего. Но страшно ведь, а вдруг кинут и ничего не построят, а денежки возьмут себе в карман и сбегут? (Полина Губарева, Москва).
- Фирм-однодневок, которые создаются лишь для сбора денег, и в самом деле полно. Когда нам удается их выявить по обращениям граждан, материалы передаем в УБОП, против них возбуждаются уголовные дела. В 2004 году таких материалов было передано более 10.
- Посоветуйте читателям "РГ", как не стать их жертвой?
- Совет один: не гнаться за "халявой". Подумайте сами. Если рыночная цена квадратного метра в новостройке 1500 долларов, то откуда возьмется честная фирма, готовая продать этот метр за 400-450 долларов? Значит, те, кто предлагают такие цены, - аферисты чистой воды.