В Европе организуют новую "великую армаду"

Детали сделки, которую разрабатывали сообща военно-морские ведомства двух соседних стран, долгое время держались в секрете. Только накануне подписания соглашения язык развязал новый начальник штаба итальянских ВМС адмирал Серджио Бираги.

По его словам, это новое поколение фрегатов, которое через 4-5 лет сменит корабли типа "Мистраль". Они будут строиться на итальянских и французских верфях в двух вариантах. Часть будет предназначена для борьбы с подводными лодками, другая - многоцелевая.

Решено, что 17 новых фрегатов пополнят военно-морской флот Франции, 10 - Италии. Это будут со всех точек зрения высокотехнологичные корабли, напичканные электроникой. Как результат - заметно уменьшится их экипаж. На каждом корабле водоизмещением 5750 тонн при длине 128 метров и ширине 20 метров будет всего 123 военных моряка.

"Корабли предназначены для того, чтобы патрулировать Средиземное море, - заявил адмирал Серджио Бираги. - Это Mare Nostrum, наше море, сердце которого отныне будет биться в Риме. Все плавучие средства, которые окажутся в Средиземном море, будут находиться под постоянным контролем "большого глаза" ВМС - Центра наблюдения на северной периферии нашей столицы. Эта огромная по своим размерам операция ставит под контроль все судоходство в Средиземном море. Нельзя допустить, чтобы по этой морской автостраде курсировали тысячи судов, которые неизвестно куда идут и неизвестно что везут".

С этим предложением Италии учредить слежку, по словам начальника штаба итальянских ВМС, согласились все 25 прибрежных государств Средиземноморского региона.

А что же Россия, которая является черноморским государством и активно пользуется акваторией Средиземного моря? Судя по заявлению итальянского адмирала, она как бы не имеет никакого отношения к этой проблеме, а ее суда оказываются предметом тотальной слежки в Средиземном море.

Между тем

Начальник главного штаба итальянских ВМС весьма туманно объясняет инициативу своей страны установить контроль над морским движением в Средиземном море "борьбой с терроризмом". "Мы не можем себе позволить, чтобы неизвестное судно было направлено на танкер, - говорит адмирал Бираги.- Поставить под угрозу снабжение означало бы открыть серьезный кризис".

Комментарий

Камиль Бекяшев, профессор, заведующий кафедрой международного права Московской государственной юридической академии:

С действиями итальянцев и французов относительно контроля за судоходством и за судами в акватории Средиземного моря согласиться нельзя. В настоящее время патрулирование судов или наблюдение за ними за пределами территориальных вод является грубым нарушением международного права, в частности общепризнанного принципа свободы мореплавания. Он является одним из древнейших правил общего международного права и международного морского права. Если корабли военно-морского флота силой по надуманным основаниям захватят торговое или рыболовное судно, то это будет противоречить Конвенции от 1988 года о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства.

Россия, США и средиземноморские страны являются участниками этой Конвенции. Нельзя оправдать морской шпионаж ссылками на борьбу с терроризмом. В настоящее время по инициативе США ведется пересмотр Конвенции от 1988 года. В число оснований для захвата судна будет, видимо, включен терроризм. Но понятие "терроризм" должно в данном случае совпасть с понятием, содержащимся в резолюции СБ ООН N 1566, принятой в конце сентября этого года. Таким образом, в настоящее время нет никаких правовых оснований для вмешательства в свободное судоходство коммерческих и иных морских судов.

Пока, по-видимому, Италия и Франция проводят подготовительные работы для технической организации контроля и слежки. И одновременно ожидают, когда будет готов протокол, дополняющий Конвенцию. В нем существенно расширяется перечень оснований для вмешательства в свободу судоходства. Даже если в следующем году этот протокол будет подписан, он вступит в силу не раньше чем через три - пять лет.

Подготовила Надежда Сорокина