Стоит напомнить, что еще в конце семидесятых годов, когда наша страна стала ведущим, наравне с США, разработчиком различных спутниковых систем, Советский Союз выступил с инициативой создать международную космическую службу спасения. До этого времени и у нас, и за океаном разрабатывались и выводились на орбиту отдельные сателлиты, способные принимать аварийные сигналы с земли. Однако подобные системы были привилегией военных и спецслужб. Москва же предложила использовать возможности перспективных орбитальных группировок в общих интересах.
Космические маяки КОСПАС-САРСАТ могут стать и "черными ящиками" нового поколения.
Первоначально в США приняли инициативу весьма прохладно. Однако уже с 1978 года глобальная система аварийного оповещения начала создаваться при самом активном участии Соединенных Штатов, Канады, Франции и Советского Союза. В 1982 году при помощи спутников впервые была обнаружена и спасена группа людей, терпящих бедствие.
В 1987 году советская часть международной системы КОСПАС-САРСАТ была официально принята в эксплуатацию. Она включила в себя: орбитальную группировку, командно-измерительный комплекс, Международный координационно-вычислительный центр, расположенный в Москве, станции приема и обработки информации, находящиеся в Москве, Архангельске, Находке, Новосибирске. Наши спутники осуществляют радиоконтроль в диапазоне 406,0-406,1 Мгц и на частоте 121,5 Мгц.
Принцип действия спутниковой системы аварийного оповещения несложный. Любое транспортное средство (автомобиль, корабль, самолет) и даже отдельный человек имеет полное право оснащаться специальным радиомаяком. Как правило, эти маяки изготавливаются в виде своеобразных буев, которые не тонут. В случае возникновения чрезвычайной ситуации буй включается, и аварийные сигналы его радиопередатчика через космический ретранслятор передаются на наземные станции приема и обработки информации, которые практически мгновенно определяют координаты места аварии. Затем информация поступает соответствующему координационному центру системы и принимается решение о начале спасательной операции. Всего за время работы системы спасены около 15 000 человек.
В качестве спутникового сегмента используются космические аппараты, летающие на круговых орбитах. В последнее время идут работы по включению в систему КОСПАС-САРСАТ мощных телекоммуникационных спутников, расположенных на геостационарных орбитах. Всего в мире официально зарегистрировано около 850 тысяч радиобуев, и подавляющее большинство из них находится на морских судах.
Никаких ограничений на включение в спутниковую систему аварийного оповещения нет. И первоначально это было делом исключительно добровольным. Однако далеко не всем судовладельцам хотелось тратить "лишние" деньги на оборудование своих судов аварийными маяками. И тогда были приняты жесткие административные меры. В 1988 году Международная морская организация (ИМО) и Международная организация гражданской авиации (ИКАО) приняли решение об обязательном использовании всеми морскими судами (с 1995 г.) и самолетами (с 2005 г.) системы КОСПАС-САРСАТ. Ведущие морские державы просто запретили вхождение в свои порты кораблей, не оборудованных подобными системами. Теперь пришла очередь воздушных судов, и Россия не опоздала.
Более того, у нашей страны есть реальный шанс качественно расширить возможности КОСПАС-САРСАТ и дать пример для подражания другим странам.
В СССР-России аварийные спутниковые радиомаяки традиционно применялись только в военно-морской авиации. В частности, ими оснащались и оснащаются все корабельные вертолеты типа "Ка". Руководитель фирмы "Камов" - Сергей Михеев предложил совместить такой маяк с "черным ящиком". Тогда в случае аварии воздушного судна в космос вместе с сигналом SOS отправляется в сжатом виде полный объем закодированной информации с бортового самописца. И сразу станет ясно не только где приземлился или упал аварийный летательный аппарат, но и то, что же именно произошло на его борту. Первые работы в этом направлении уже проведены, и специалисты считают, что технических преград для реализации интересной идеи нет.
Космические маяки, конечно, не спасут от воздушного терроризма, но повсеместное их применение в гражданской авиации позволит точно отследить маршрут любого самолета или вертолета, кто бы ни сидел в пилотской кабине и чтобы ни происходило на борту. Просто взять и пропасть с экрана диспетчерского радара самолет уже не сможет.