По данным, которые вчера озвучил глава Комитета Совета Федерации по бюджету Евгений Бушмин, каждую неделю около пяти регионов вносят поправки в собственное законодательство или принимают новые законы, касающиеся монетизации льгот. Учитывая, что обеспечение очень значительной части льгот переведено с федерального уровня на региональный, именно от местных властей будет во многом зависеть успех всей реформы. Готовность же субъектов Федерации оценивается экспертами верхней палаты парламента как не очень высокая. По словам Бушмина, как минимум два десятка российских регионов не справятся со своими обязательствами по финансированию льгот.
- В десяти из них ситуация в этой сфере выглядит совсем плохо, - добавил Бушмин.
Эти регионы не смогут обойтись без помощи федерального центра. При этом, по словам Бушмина, в консолидированном бюджете РФ на 2005 год вполне достаточно денежных средств для выплат по льготам. Сенаторы предлагают в следующем году выделить около 11 миллиардов рублей на помощь "слабым" и экономически неблагополучным регионам, у которых возникнут наиболее острые проблемы с обеспечением собственных обязательств по финансированию льгот. Правительство согласилось с предложением парламентариев и уже внесло его в проект бюджета на 2005 год. Кроме того, по подсчетам сенаторов, благодаря высоким ценам на нефть федеральные власти в следующем году смогут изыскать дополнительно 15-20 миллиардов рублей на проведение монетизации.
- Распределение этих средств будет производиться с учетом бюджетной обеспеченности граждан субъектов РФ, - сказал Бушмин.
Проще говоря, эти деньги вряд ли поступят в бюджеты, например, Москвы и Санкт-Петербурга, у которых вполне достаточно собственных средств для проведения реформы по монетизации льгот.
- Денег достаточно, федеральный центр поможет проблемным регионам, но монетизацию будет трудно провести даже по чисто технологическим причинам. Не исключено, что процесс реформирования старой системы льгот будет сопровождаться законодательной и организационной неразберихой, - заявил Бушмин.
Как сообщил председатель Комитета СФ по бюджету, основные проблемы связаны как раз с процедурой принятия субъектами Федерации законов о льготных выплатах. Дело в том, что списки льготников в регионах, по его словам, "до сих пор существуют в странном виде": многие граждане - получатели льгот (например, ветераны труда) оказались занесены сразу в два или в три списка на получение льгот. По словам Бушмина, эта ситуация, скорее всего, приведет к тому, что такие граждане вместо двух или трех дополнительных выплат не получат ничего.
По словам Бушмина, если в конце нынешнего года в российских регионах не появятся наконец законы, четко определяющие процедуру монетизации льгот и точные списки самих льготников, то вся затеянная реформа "обретет стабильную негативную тенденцию".
СФ со своей стороны уже оказывает юридическую и консультационную помощь законодательным собраниям регионов в этой области. В ближайшие недели эта работа будет активизирована. По словам Бушмина, неразбериха со льготами будет утрясена, самое позднее, в течение января следующего года.