Ученые отнесли россиян к эпилептоидам

Какие ценности выбирают молодые россияне? Об этом корреспондент "РГ" беседует с профессором Института этнологии и антропологии РАН Надеждой Лебедевой.

 

- У нас действовал закон: государство - это все. Как в песне: "Жила бы страна родная, и нету других забот". Но согласно ли и нынешнее общество петь старые песни о главном?

- Наши исследования ценностей россиян дали неожиданный результат: такие присущие русскому человеку и, казалось бы, уже неизменные качества, как коллективизм, скромность, умеренность, терпение сейчас среди приоритетов не числятся. Появились новые лидеры: независимость мышления, мастерство, амбициозность, стремление к успеху, богатству, к интересной и разнообразной жизни и т.д. В нынешних предпочтениях российская молодежь опережает своих европейских сверстников. Более того, наши молодые люди хотят зарабатывать деньги собственным умом, но не желают делиться - платить налоги, помогать бедным.

- Говоря образно, на смену Павке Корчагину может прийти Растиньяк? Но приживется ли он на русской почве, ведь богатых у нас никогда не любили?

- В определенной степени это верно. Например, этнограф Марина Громыко пишет, что у русских крестьян в XIX веке была такая внутренняя установка: "Человек не должен сам стремиться к богатству, не должен заботиться о приобретении его, он трудолюбиво и разумно выполняет свое дело, а Господь, если должно, пошлет ему богатство, и тогда-то нужно употреблять его на добрые дела..." Народ хорошо различал богатых, живущих по-божьи, и эгоистичное богатство, ставшее самоцелью, относясь к первым благожелательно, а ко вторым - с неприязнью и даже враждебно.

- Как же относиться к российским растиньякам?

- Можно, конечно, как и сейчас - с подозрением. Можно давить их налогами и обирать взятками. Но такой подход вряд ли продуктивен. Ведь именно эта группа людей, как, пожалуй, никакая другая, обладает колоссальным запасом энергии, способной поработать на благо общества. Если, конечно, власть проявит мудрость и искусство, сумеет умело этой энергией распорядиться.

В ведущих странах не сырье и территория, а инициатива людей - главное национальное богатство. У нас, к сожалению, потенциал, заложенный в людях, востребовался далеко не полностью. К нему обращались только в самые трудные для страны периоды. Достаточно вспомнить знаменитое обращение Сталина к русскому народу в наиболее трагический момент войны.

Почему? Причин много. Назову одну из главных: в стране сложилось иерархическое государственное устройство. Его основная цель - сохранить себя, порядок и стабильность. Власть в такой системе всегда абсолютно уверена, что только она знает, каковы потребности людей, как ими управлять, как вести государственный корабль. Следствие этого - отчуждение власти и народа друг от друга, взаимное недоверие. А если энергия человека не востребована, то она его разрушает. Именно здесь, по мнению психологов, корни пьянства, апатии, преступности, морального разложения. В такой жесткой системе нет места ни для реализации человека, ни для гражданского общества, ни для достойной жизни.

- По вашему мнению, новые приоритеты нашей молодежи дают шанс, что человек наконец станет хозяином страны. Но, может, эта активность и инициатива - лишь верхний слой, нанесенный за последнее десятилетие, а корни - древние, например, типично российское знаменитое терпение, непритязательность?

- Скажу больше: исследования ученых показали, что именно этими качествами русские наиболее отличались, например, от американцев. Терпение, смирение называют основой нашего национального характера. Известный российский социолог Ксения Касьянова высказывает осторожную гипотезу, что в древние времена в нашей популяции сформировались довольно выраженные черты так называемого "эпилептоидного типа личности". Это сугубо научный термин, а в применении к культурному типу - некий образ, метафора.

- То есть мы даже не скифы, а эпилептоиды?

- Для данного типа личности характерны некая замедленность, "вязкость" мышления и действия. Не случайно говорят, что русский долго запрягает. Но эта заторможенность периодически требует разрядки. Отсюда такое обилие на старой Руси праздников, причем довольно длительных, со строгими обрядами.

- Отсюда и питие обильное?

- Оно появилось позднее, когда патриархальная культура начала распадаться. Работа потеснила праздники, и наш родной "эпилептоид" не успевал разрядиться. Но, возвращаясь к нашему терпению, надо особо подчеркнуть, что ряд ученых смотрят на это не столь категорично, как, скажем, Некрасов, писавший: "Чем был бы хуже твой удел, когда б ты менее терпел". Психологи и социологи высказывают мнение, что западная культура, сделавшая всему миру "прививку" активности и динамизма, теперь сама нуждается в "прививке" терпения и самоограничения.

- Павку Корчагина уже хотят восстановить в школьном курсе литературы. Маленькая деталь, но характерная. Не возвращается ли история, сделав виток, к исходным позициям? А самореализация личности вновь откладывается?

- Да, исторически Россия сложилась такой, что государство здесь превыше всего. Не оно служит человеку, а человек - ему. Но тогда нам нужно понимать, в чем великий духовный смысл такого государства? Может, в том, что Россия всегда играла ключевую роль в переломные моменты истории целых цивилизаций. Вспомним нашествие татар, войны с Наполеоном, Гитлером. И может, сейчас перед страной встала новая, колоссальная по значимости историческая задача - противостоять терроризму?

Это зло имеет свою сильную античеловеческую идеологию. Победить ее может столь же сильная, но принципиально иная по духу идеология - милосердие, сострадание, взаимопомощь, жертвенность. Все это продолжает жить в нашем народе. А чтобы стать еще сильнее и активнее, нам нужно взять все самое лучшее из того, что сформировалось в людях в период либеральных реформ: активность, профессионализм, личное достоинство, независимость мысли.