Прокомментировать складывающуюся ситуацию наш корреспондент попросил заместителя председателя Комитета Государственной Думы по экологии Марину Лебедеву.
- Марина Яковлевна, как вы оцениваете в целом реализацию бюджетной политики государства на охрану окружающей среды?
- По предварительной оценке проекта бюджета России на 2005 год расходы на охрану растительных и животных видов и среды их обитания возрастут с 823 454,2 миллиона рублей до 925 886 миллионов рублей, что выше прошлого года на 12,4 процента. Однако по сравнению с 2004 годом расходы на охрану окружающей среды продолжают оставаться в размере 0,2 процента относительно всех расходов бюджета, что, увы, является недостаточным.
- Вместе с тем мы слышали, что Комитет Государственной Думы по экологии усматривает проблемы и недоработки при подготовке данного раздела проекта бюджета.
- Здесь есть над чем задуматься. В проекте федерального бюджета на 2005 год, несмотря на то что основной доход в бюджет продолжают давать средства от продажи природных ресурсов, причем в большей своей части невозобновляемых, финансирование охраны окружающей среды так и не включено в разряд приоритетных.
Волга является гордостью России, ее охрана должна стать приоритетом государственной экологической политики.
Не может не тревожить и то, что сворачивается бюджетное финансирование многих подпрограмм, ранее включенных в федеральную целевую программу "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)". Наш комитет рассмотрел материалы проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" по федеральной целевой программе "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)" и постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2004 года, предусматривающие завершение в 2004 году входящих в состав целевой программы таких наиважнейших подпрограмм, как "Возрождение Волги", "Отходы", "Леса", "Регулирование качества окружающей природной среды", "Поддержка особо охраняемых природных территорий", и отметил необходимость финансового обеспечения этих подпрограмм. Решение этого вопроса могло бы стать важным инструментом повышения эффективности государственной природоохранной политики.
К сожалению, должна отметить, что у нашего комитета, да и других комитетов Государственной Думы права влиять на формирование бюджета в настоящее время существенно снижены. Поэтому, на мой взгляд, мы удалились от реального влияния на бюджетный процесс в России. Доказательством этого является исключение из проекта бюджета финансирования подпрограммы "Возрождение Волги". А ведь Волга является символом и гордостью России, ее охрана, включая защиту вод, берегов и биоресурсов, должна стать приоритетом в области государственной экологической политики.
Одной из самых острых и насущных в цепи экологических проблем остается проблема отходов производства и потребления, которая не решается должным образом практически на всей территории страны. Исключение и этой программы из бюджетного финансирования не обосновано и является шагом назад в вопросах обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду.
В связи с ратификацией Киотского протокола и необходимостью работы над его реализацией становится очевидной необходимость пролонгирования и активизации деятельности в рамках подпрограмм "Леса" и "Регулирование качества окружающей среды". А уж относительно важности подпрограммы "Поддержка особо охраняемых природных территорий" и говорить не приходится, поскольку эти островки нетронутой природы России в настоящее время оказались без адекватной системы государственного управления и соответственно без должного финансирования.
- И что же предпринято депутатами в этой связи? Или вы ограничились констатацией антиэкологической направленности данных разделов законопроекта?
- Комитет Государственной Думы по экологии обратился в правительство Российской Федерации с предложением рассмотреть вопрос о продолжении в 2005 году финансирования из федерального бюджета природоохранных мероприятий и объектов из указанных подпрограмм, входящих в состав ФЦП "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)", а также направил решение Комитета Государственной Думы по экологии по этому вопросу в Министерство экономического развития и торговли России и запросил информацию о том, какие природоохранные объекты и мероприятия из указанных подпрограмм предполагается включить во внепрограммную часть Федеральной адресной инвестиционной программы и в каком объеме предусматривается их финансирование в 2005 году за счет средств федерального бюджета.
- И что же ответило министерство экономического развития и торговли?
- К сожалению, удовлетворяющего нас ответа мы не получили. Минэкономразвития сообщило, что формирование перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд, финансируемых за счет средств федерального бюджета, должно осуществляться субъектами бюджетного планирования, в данном случае министерством природных ресурсов в пределах установленных для них объемов государственных капитальных вложений.
МПР России представило в Минэкономразвития России распределение бюджетных средств по стройкам и объектам. Однако окончательные объемы государственных капитальных вложений будут определены только при завершении работы над проектом федеральной адресной инвестиционной программы на 2005 год исходя из возможностей федерального бюджета.
Государственная Дума сейчас не утверждает конкретный перечень объектов адресной инвестиционной программы, а информации по конкретным природоохранным объектам из указанных подпрограмм, которые предполагается включить во внепрограммную часть ФАИП, нам предоставлено не было. В связи с чем было направлено письмо председателю правительства Российской Федерации.
Теперь слово за МПР России, которое должно сделать все возможное для того, чтобы наиболее приоритетные направления природоохранной деятельности не остались без финансирования в 2005 году. Депутаты в свою очередь дадут оценку адекватности этих предложений при рассмотрении проекта бюджета 2005 года. Надеюсь, что комитет по экологии найдет понимание и поддержку в этом других комитетов Думы.
- Спасибо, Марина Яковлевна. Будем считать, что точки в этом актуальном вопросе еще не поставлены и совместными усилиями депутатов и заинтересованных ведомств удастся создать в 2005 году более благоприятные условия финансирования для реализации экологической политики России.