Уроки украинских выборов

Примерное равенство голосов, полученных в первом туре президентских выборов на Украине Януковичем и Ющенко, с легким, почти невесомым преимуществом у первого, конечно же, есть политическая и психологическая победа лидера оппозиции. Это - главный вывод, который нужно сделать из честного анализа итогов голосования.

То, что Украина фактически разделена надвое, известно уже давно. Ничего нового нынешние выборы в этом смысле не показали. Разве только то, что этот застарелый раскол президент Кучма ликвидировать и даже сократить не смог.

Данный факт имеет стратегическое значение, ибо демонстрирует, что Кучме не удалось обеспечить единство нации, каковая цель, видимо, является наиглавнейшей для украинской политической элиты. Без достижения этой цели вопрос о судьбе украинского народа и государственности Украины остается открытым. Но ни до 21 ноября, ни до 31 декабря его не решить.

Сегодня же самым злободневным для Украины является вопрос оперативный, а именно: кто в расколотой надвое стране выиграет второй тур президентских выборов и, став официальным главой государства, попытается достичь этой фундаментальной стратегической цели?

В рамках же нынешней избирательной кампании, повторюсь, именно Виктор Ющенко, отстав от Виктора Януковича, тем не менее одержал оперативную политическую и психологическую победу. Это легко доказать.

Власть планировала безоговорочное лидерство Януковича в первом туре с преимуществом в 6-8 процентов. Этого не получилось.

Власть рассчитывала на свой административный ресурс, который должен был уравновесить и превзойти возможности административного же ресурса, контролируемого националистами западных областей. И это не удалось.

Таким образом, власть продемонстрировала свою слабость (или неполную силу) и фактически подтолкнула конформистски настроенных чиновников низшего и среднего уровня (чьи руки, собственно, и лежат на рычагах административного механизма) к тому, чтобы 21 ноября нажать на эти рычаги в пользу того, кто скорее всего одержит победу.

В конечном итоге все это внутреннее дело граждан Украины и, даже сильно нас касаясь содержательно, формально выглядело бы как чужая проблема. Но Россия уже оказалась глубоко втянутой в нынешние украинские выборы, втянутой объективно и не без оснований. Это бы полбеды - от национальных интересов не отречешься, как ни пытайся. Беда в том, что Россия втянулась в украинские выборы и субъективно - суммой своих политических технологий. Не только Россия - наши политтехнологии противостоят на Украине политтехнологиям американским, включающим, между прочим, и "каштановую революцию".

Но сейчас я не о США, а о России, о тех уроках, которые мы, а не американцы, должны извлечь из первого тура украинских выборов. Вот эти уроки.

Технологии конечны и иногда внезапно конечны. Они имеют свой предел, который хорошо описывается утверждением Ортеги-и-Гассета о том, что всякое правительство есть функция общественного мнения.

Функцией общественного мнения Западной Украины и Киева оказался Ющенко, функцией Восточной и Южной Украины - Янукович. И преодолеть эту функциональность технологиями невозможно.

Игнорируя многие часто весьма существенные нюансы, можно утверждать, что Ющенко избирался под лозунгом "Без России, но с Западом", а Янукович, наоборот, - "Без Запада, но с Россией". И это легко доказать, ибо сравняться в предвыборных рейтингах с Ющенко Януковичу удалось после трех самых эффективных акций: объявления готовности сделать русский язык вторым государственным, отказа от доктринальной установки на вхождение Украины в НАТО и ЕС и резкого повышения пенсий.

Но проблема в том, что с помощью подобных акций (и проработанных московскими политтехнологиями, и поддержанных лестными оценками и встречными шагами официальной Москвы) можно было максимально мобилизовать пророссийски настроенный электорат, но нельзя было дополнить его ни одним избирателем из электората антироссийского.

Если бы с программой и лозунгами Януковича выступил Леонид Кучма, то он, конечно же, победил бы Ющенко уже в первом туре. Но для преемника нужна была новая идея или нужен был новый, непохожий на Кучму, преемник. То есть нужно было именно то, что отличало в 1999 году Путина от Ельцина, хотя первый тоже был официальным преемником (даже наследником) второго.

Никакие технологии (и в этом их предел) не могут преодолеть силу новых идей (хотя бы новых лозунгов) или силу новой личности (особенно харизматической).

Горбачев, теоретически обладавший колоссальными административными, финансовыми и информационными ресурсами, ничего не смог противопоставить Ельцину, ибо тот представлялся обществу как новый тип политика (и был харизматичен) и имел всего один, но исключительно новый (долгожданный для общества) лозунг борьбы с привилегиями.

Технологии 1999 года сделали из никому не известного Путина спасителя России и порядка в ней. Но эти технологии опирались на востребованную идею и новую, адекватную идее личность. Преемство здесь не помешало, хотя именно в эту точку били противники Путина, не уставая повторять: он - ставленник Семьи.

Ни народным трибуном, ни спасителем Украины Янукович в общественном мнении Украины не стал. И, видимо, не мог стать. А технологии, вместо того чтобы либо найти другого героя, либо дать Януковичу новую идею, разрабатывали все ту же старую жилу.

Ющенко тоже не очень похож на народного трибуна (до Ельцина 89-го года ему далеко), но вот спасителем незалежности от проклятых москалей для экзальтированных националистов Западной Украины он явно стал.

Безусловно, высокий результат Ющенко есть и производное от почти зоологической ненависти украинских националистов к России и русским. В этом глубокая злокачественность данного результата. Как Ющенко будет минимизировать или ликвидировать эту злокачественность, если станет победителем 21 ноября, другой вопрос. Сейчас вопрос о самой победе.

Даже на собственно инструментальном уровне технологии оказались ограниченными и беззубыми. Телевизионные манипуляции хороши, когда на митинги протеста собираются десятки и сотни людей. А когда собираются десятки тысяч, то митингу можно противопоставить только не меньший по масштабам митинг.

Совсем очевидно, как тактически должны действовать сторонники Ющенко, чтобы он победил 21 ноября без всяких бархатных революций. Совсем неочевидно, как должны действовать сторонники Януковича, чтобы победил он. Но ясно, что, действуя только в пределах технологий, не победит.

Наконец, последнее. Сколько уж с начала 90-х годов твердят у нас в России все, кому не лень, про яйца, которые нельзя все складывать в одну корзину...

И это - еще один урок для России.