Балаковская АЭС. Кого винить в вспышке радиофобии?

"4 ноября в 1 час 24 мин. в результате нарушения в работе турбинного зала энергоблок N2 Балаковской АЭС был остановлен действием аварийной защиты. Данное событие несущественно для безопасности и классифицируется по Международной шкале ядерных событий нулевым уровнем. В настоящее время блок выведен в текущий ремонт, который планируется завершить 5 ноября, а восстановление номинальной нагрузки с выполнением всех требований технологического регламента - 6 ноября. Радиационный фон на Балаковской АЭС и прилегающей к ней территории соответствует естественным природным значениям".

Мы сознательно приводим первое официальное сообщение о неполадках на АЭС в Балакове, размещенное на сайте "Росэнергоатома" и датированное 4 ноября. Из него, опуская затертые формулировки про общий радиационный фон и очевидное стремление заговорить страхи, понять можно лишь то, что на 2-м энергоблоке ЧП - раз сработала аварийная защита и он "выведен в текущий ремонт".

Столь необходимые в таких ситуациях детали и подробности происшедшего (про парогенератор, питающую трубу и трещину в ней размером 7 сантиметров, выброс нерадиоактивного пара в помещение машзала и т.п.) стали поступать лишь к концу пятницы и в субботу. Тогда же появились и первые комментарии чиновников федерального уровня, отвечающих за безопасную работу АЭС. Местным начальникам, привыкшим скрывать неполадки и затушевывать ЧП в докладах "наверх", веры давно нет. А объяснения задним числом, попытки оправдаться лишь увеличивают дистанцию человеческого недоверия.

И совершенно напрасно пытаются в Саратове и самом Балаково свалить вину за распространение панических слухов и новую вспышку радиофобии на козни каких-то темных сил. Заодно, что тоже стало общим местом, козлами отпущения пытаются сделать "безответственных журналистов", распространявших небылицы по каналам электронных и печатных СМИ, и тем самым давая панике перекинуться на соседние с Саратовской области.

Слов нет, коллеги по цеху должны отдавать отчет в своих действиях - тем более когда речь о столь пугающей всех радиации. Но где, из каких источников почерпнуть оперативные и достоверные сведения, как получить официальный комментарий, если пресс-службы словно воды в рот набрали или твердят одни и те же заученные фразы? А начальники, сами не имея детальной информации о случившемся, от контактов со СМИ под разными предлогами уклоняются.

Это - в будни. А в выходные и предпраздничные дни разыскать кого-то, кто был бы правомочен дать компетентный и ответственный комментарий - целая проблема. И это при том, что в Федеральном агентстве по атомной энергии (прежде - в минатоме) есть Ситуационно-кризисный центр, работающий в круглосуточном режиме. Аналогичный и связанный с СКЦ орган есть и в самом "Росэнергоатоме". Похожая служба организована под крышей Института безопасного развития атомной энергетики (ИБРАЭ).

Некоторое время тому назад, когда просочились сведения о мощном взрыве непонятной природы на территории Северной Кореи неподалеку от наших границ, я настойчиво попытался получить какую-либо информацию. В одном из центров мне предложили подождать до понедельника (дело было в воскресенье), в другом - отправили за комментариями в минобороны. Это, мол, их компетенция. А вот атомные станции - наша...

Помятуя об этом, вчера я вновь обратился по известным адресам - узнать самые свежие новости из Балаково. Со мной охотно пообщались старший оперативный дежурный СКЦ Сергей Родионов и начальник смены Кризисного центра "Росэнергоатома" Владимир Меркушев. Однако все, чем они располагали, это пресс-релизы от 5-6 ноября. Комментировать что-либо от своего имени они, естественно, не согласились. Правда, мой собеседник из "Росэнергоатома" рискнул назвать домашний телефон своего начальника - руководителя Кризисного центра. Но мы не стали беспокоить занятого человека в выходной день в домашней обстановке...

P.S.

Небезынтересно отметить, что панические настроения в отношении атомной энергетики с неожиданной силой вспыхнули не под Санкт-Петербургом, не в Курской или Смоленской областях, где размещены реакторы чернобыльского типа (РБМК), а именно в Саратовской области, хотя все четыре энергоблока Балаковской станции оснащены водо-водяными реакторами ВВЭР-1000.

Более того, именно саратовский губернатор Дмитрий Аяцков, став президентом Союза территорий и предприятий атомной промышленности, возглавил поход "за возрождение отечественной атомной энергетики". Пытаясь быть святее Папы Римского, он корил атомных начальников за медлительность, призывал "забыть о Чернобыле" и двигаться семимильными шагами в ядерно-энергетическое завтра...