Похоже, что в России авиабилеты в 2005 году радикально подешевеют, считают аналитики. В следующем году ожидается настоящее нашествие авиакомпаний-дискаунтеров, которые действуют по принципу "дешево и сердито".
В последние годы "дешевые" перевозчики буквально атаковали авиационный рынок Европы. Пассажирам пришлись "по вкусу" билеты "туда и обратно" в среднем по цене за 100 долларов. Впрочем, наступление авиакомпаний-дискаунтеров обеспокоило мировых лидеров авиаперевозок. И это не случайно. По недавнему опросу компании Accenture в США, традиционные авиакомпании начали терять даже своего основного пассажира - бизнес-путешественников. По данным RBC daily, около 23 процентов опрошенных предпочитают летать на самолетах "дешевых" авиакомпаний, при этом 46 процентов опрошенных при выборе перевозчика смотрят на уровень сервиса, а не на программы поощрения часто летающих пассажиров. А вот как раз на дополнительных услугах традиционные авиакомпании и пытаются сэкономить. Проблема состоит в том, что сложилась крайне сложная ситуация с авиационным топливом. В прошлом месяце стоимость авиакеросина в аэропортах Москвы по сравнению с началом года выросла более чем на 30 процентов. По прогнозам, к апрелю 2005 года цены на авиакеросин в России поднимутся еще на 120-150 долларов. Кстати, затраты на покупку керосина у российских авиакомпаний составляют 70 процентов от их общих расходов, а на Западе эти затраты составляют всего треть. В результате чего один из крупнейших авиаперевозчиков России с 1 ноября ввел топливную надбавку на билеты, в среднем цена билета увеличилась на 10-15 долларов. В то же время многие разбогатевшие дискаунтеры, напротив, покупают различные системы для развлечения своих пассажиров в полете.
Надо отметить, что несколько лет назад компаний-дискаунтеров можно было пересчитать по пальцам, сейчас же только в Европе их более полусотни. Обычно авиакомпания-дискаунтер предлагает беспересадочные перевозки на небольшие расстояния. Большинство дискаунтных рейсов вылетает либо рано утром, либо поздно вечером, в аэропортах авиакомпаний-дискаунтеров нет персонала. Авиакомпании отказываются от бронирования мест и питания во время полета, а чтобы сэкономить на комиссионных, не работают с агентами по продаже билетов.
Первую попытку пробиться на российский рынок авиаперевозок сделала в 2003 году немецкая авиакомпания-дискаунтер Germania Express. И, хотя дискаунтером ее назвать сложно, россиянам понравилась возможность за 222 евро слетать из Москвы в Берлин и обратно. Кстати, это единственный авиаперевозчик-дискаунтер, который на сегодня работает в России. Судя по всему, новаторство германского дискаунтера вознаградилось с лихвой, желающих до дешевых билетов оказалось так много, что билеты на Москву были распроданы более чем на месяц вперед, а средняя наполняемость самолетов достигла 90 процентов. При таких результатах приход в Россию дешевых авиаперевозчиков был предсказуем. В сентябре представители двух европейских авиакомпаний-дискаунтеров, а именно немецкой Air Berlin и австрийской Niki, объявили о своих совместных планах открыть в 2005 году рейс Москва-Вена. Еще раньше в июне немецкий дискаунтер Germanwings также заявил о своем намерении летать в Россию.
Что касается российских дискаунтеров, то, по мнению экспертов, они появятся не скоро. Для нормального существования дискаунтеру нужны короткие расстояния, большой объем пассажиров на маршруте и дешевое топливо. О дешевом топливе не приходится и мечтать, к тому же в России отсутствует такой важный фактор для развития дискаунтинга, как избыток спроса.
Между тем московские аэропорты хотя и заявляют, что готовы принять новые самолеты, но все же всерьез задумываются об обслуживании "низкобюджетных пассажиров". Некоторые из них собираются даже построить отдельный терминал для авиакомпаний-дискаунтеров.