Несмотря на огромный профицит бюджета и жесткое ограничение роста денежной массы, Россия ухитрилась почти полностью потерять монетарный контроль над инфляцией. Дешевеющий доллар разгоняет цены точно так же, как и слабеющий рубль, если не сказать сильнее. Инструменты связывания денежной массы либо фактически отсутствуют, либо бьют прежде всего по конкурентоспособности отечественных производителей. Сказались многолетнее пренебрежение задачами структурной перестройки экономики и боязнь либерализации валютного и финансового рынков.
С ростом инфляции уже смирились, но такого показателя не ожидал никто. После сентябрьского прироста на 0,4 процента в середине октября чиновники робко предсказывали 0,7 процента. Затем ближе к концу месяца эта оценка плавно перетекла в 0,8 процента. Это можно было объяснить сезонными факторами и создавало некий простор для прогнозного маневра. Итоговый показатель оказался не только выше прогнозов. Базовый индекс потребительских цен, то есть за вычетом разных сезонных и случайных факторов, оказался еще выше - 1,3 процента. А отпускные цены производителей и так стабильно превышают потребительскую инфляцию в 4-5 раз.
Впервые динамика текущей инфляции в нынешнем году перекрыла прошлогодний рост цен. В октябре 2003 года прирост потребительских цен составил 1 процент. Тоже много, но ведь тогда и промышленное производство, и денежное предложение были гораздо более энергичными. Сейчас производственные показатели поддерживаются только за счет потребительского спроса. Но, как показывают опросы, настроения потребителей стремительно ухудшаются, несмотря на дешевый кредит и упрощение условий его предоставления. Виной тому ослабление роста доходов населения и рост потребительской задолженности, отягощающей семейные бюджеты. Предприятия в свою очередь так и не обнаружили достойных сфер приложения капитала - как в реальном секторе, так и на финансовых рынках. Пока оперативные данные о состоянии российской промышленности в октябре сохраняют признаки скорого преодоления заминки роста. Об этом свидетельствуют данные о фактической динамике спроса, выпуска, оценки запасов и планы предприятий. По крайней мере так говорится в результатах конъюнктурного опроса более 800 промышленных предприятий Институтом экономики переходного периода (ИЭПП).
Накопленный "негатив" сохраняется
Как сообщил "Российской бизнес-газете" руководитель исследования Сергей Цухло, сезонно очищенная интенсивность роста продаж увеличилась в октябре на 7 пунктов и в результате превысила средний уровень первого полугодия. Более быстрый рост продаж продукции за деньги зарегистрирован опросами во всех отраслях, кроме стройиндустрии, легкой и пищевой. Однако накопленный "негатив" предыдущих месяцев не позволил пока предприятиям пересмотреть свои оценки спроса (выше-ниже нормы) в сторону улучшения. Баланс остался без изменений на уровне минус 39 процентов после такого же абсолютного "рекорда" августа. В конце лета ни одно из опрошенных предприятий не назвало текущий объем спроса выше нормы.
В октябре такое предприятие нашлось - правда, пока в единственном экземпляре.
Тем не менее основная часть предприятий считает спрос на свою продукцию нормальным - 58-59 процентов ответов респондентов. Этот показатель также остается стабильным три последних месяца. Кстати, отмечает С. Цухло, рекордное значение всех 149 опросов - 59 процентов - тоже было зарегистрировано в августе. На 100 процентов удовлетворены в октябре спросом на свою продукцию предприятия топливной промышленности. Минимум этого показателя получен в машиностроении (44 процента) и легкой промышленности (49 процентов).
Как видно, складывается довольно неоднозначная тенденция, когда стабильность спроса поддерживается группой топливно-сырьевых отраслей, при том, что машиностроительный комплекс и отрасли, работающие на конечного потребителя, остаются в крайне неоднородном положении.
Резервы мощностей не выбраны
По мнению С. Цухло, восстановление по сравнению с сентябрем роста спроса позволило предприятиям пойти на увеличение темпов производства. В октябре баланс (интенсивность) изменения выпуска достиг после сезонной очистки максимума последних 5 месяцев. Однако, тут же оговаривается он, весь потенциал роста производства, причем обеспеченный спросом, использован не был. Продажи росли опережающими по сравнению с выпуском темпами у 15 процентов предприятий, тогда как обычно это бывает у 10-13 процентов. Особенно большое опережение роста спроса по отношению к росту выпуска зарегистрировано в октябре в лесном комплексе - 29 процентов, а также химии и нефтехимии - 24 процента. Такое поведение предприятий говорит о том, что их уверенность в перспективах восстановления спроса носит довольно робкий и, по всей видимости, краткосрочный характер. Во всяком случае без учета фактора сезонности в октябре, по данным опроса ИЭПП, резко снизился баланс ответов предприятий, отметивших превышение роста производства над его снижением - с 29 до 22 процентов. Также еще более значительным было падение баланса ответов по реальной прибыли - от плюс 5 процентов в сентябре до минус 12 процентов в октябре. Можно констатировать, что в октябре состояние производственных программ и финансовое положение конкретных промышленных предприятий, без применения процедуры аналитического сезонного выравнивания по всему массиву выборки стало хуже.
Хотя помех стало меньше
И это сдерживает индустрию от новых вложений и возобновления былого роста производства. Мониторинг помех росту производства ИЭПП показывает, что выпуск на российских предприятиях может расти более интенсивно. Частота упоминания большинства помех производству, говорит С. Цухло, продолжает снижаться, и некоторые из них достигли рекордно низких значений. Недостаточный спрос сейчас мешает увеличивать выпуск только 39 процентам предприятий. Это лучшее (минимальное) значение с начала 1994 года. Чаще всего сейчас упоминается нехватка оборотных средств - 43 процента. Но и эта величина является почти минимумом всех 149 опросов. Абсолютный минимум в 39 процентов был зарегистрирован в январе 2004 года. Неплатежи, некогда разваливавшие экономику, сейчас упоминаются только 16 процентами предприятий. В 1995 году они мешали 74-77 процентам производителей. Конкурирующий импорт сейчас считается помехой лишь на 17 процентах российских предприятий. В июле 2004 года он был помехой для 26 процентов. Снижение давления импорта на отечественных производителей отмечено во всех отраслях, кроме химии и нефтехимии. Чаще всего он мешает сейчас предприятиям легкой промышленности (30 процентов, июль - 38 процентов). Но и в пищевой промышленности, считающейся наиболее защищенной, от импорта страдают 19 процентов предприятий.
Почти зимняя спячка
Такое на первый взгляд странное поведение хозяйствующих субъектов характерно сейчас не только для промышленности, но и для сферы услуг, а также отчасти потребительского рынка. Это можно объяснить лишь одним: в экономике набирает обороты механизм, когда замедление или абсолютное сжатие спроса дает мультипликативный эффект на производство, инвестиции, занятость и доходы, а затем вновь подавляет спрос. Таким образом начинается процесс сужения воспроизводства капитала вместо его расширения. При нулевой инфляции сжатие спроса быстро перерастает в кризис реализации и перепроизводство товаров и услуг. Однако затем рост сбережений и падение стоимости кредита создают новые стимулы инвестиций для новых производителей обновленного инвестиционно-потребительского ассортимента.
В России же наблюдается высокая инфляция, в которой вдобавок сильна роль структурно-перераспределительных факторов. Обесценивание сбережений не только лишает их денежной формы, но и фактически блокирует последующее превращение в новые инвестиции в основной капитал.
Финансовое здоровье ухудшилось
Снижение в последние месяцы темпов роста продаж и выпуска сказалось в октябре на динамике прибыли. Согласно данным опроса ИЭПП, в промышленности опять стало больше предприятий, сообщивших о снижении этого показателя. Смена роста снижением или более интенсивное снижение зарегистрировано во всех отраслях, кроме электроэнергетической, топливной и металлургической. Прекращение роста прибыли оказало влияние на оценки финансово-экономического состояния предприятий. В октябре баланс этих оценок снизился сразу на 7 пунктов, после того как в июле было получено рекордно высокое значение показателя. Однако основная часть предприятий оценивает свое положение как удовлетворительное. В октябре доля таких оценок возросла до 75 процентов, что является абсолютным рекордом. Отметим при этом, что число хорошо чувствующих себя предприятий уменьшилось, а "плохих" или "совсем плохих" возросло.
Пока прогноз стабильный
Прогнозы изменения спроса со снятой сезонностью последние месяцы практически не меняются. В промышленности в целом и во всех отраслях ожидается довольно интенсивный рост продаж. Особенно высок оптимизм в электроэнергетической и топливной отраслях, третье место занимает легкая промышленность.
Балансы планов изменения выпуска тоже стабилизировались. Правда, они не так близки к рекордным значениям, как прогнозы спроса. Рост производства сохранится во всех отраслях, кроме сезонно уязвимой промышленности строительных материалов.
Подытоживая, можно сказать, что, несмотря на отмеченные исследователями ИЭПП в октябре признаки оптимизма возобновления роста, пока всерьез можно говорить лишь об определенной коррекции. Объясняется она в основном сезонными и календарными факторами. Сентябрьский динамизм позитивных настроений предприятий в октябре ощутимо сместился в сторону ответов "ничего не изменится". Наиболее же негативные тенденции отмечены в динамике реальной прибыли и занятости, что ставит под вопрос сохранение в перспективе инвестиционных программ и выпуска продукции.