Депутату Виктору Алкснису накануне 7 ноября наверняка икалось безостановочно. "Надо послать привет Алкснису, - предлагала Лидия Свиридова из Саратова, - он нас встряхнул и убедил, что и на слона можно лаять". "Да я думаю, - философски заметила Валентина Мельникова, - мы и так пошлем". "Да так пошлем!" - радостно подхватил зал. Собственно, если кто из делегаток съезда и позабыл в своем выступлении упомянуть депутата, то только потому, что уже неоднократно охарактеризовал должным образом его моральный облик своим соседкам вполголоса. Особое чувство к этому члену фракции "Родина" возникло у солдатских матерей после того, как он за две недели до съезда направил запрос в Генпрокуратуру, минюст и поручение в аппарат Госдумы с требованием провести расследование деятельности СКСМ и выяснить, кто их финансирует.
Видимо, поэтому солдатские матери демонстративно зачитали вслух, что на съезд было собрано чуть более 3 млн. рублей вопреки слухам о наличии в кассах Комитетов миллионов долларов. Впрочем, было очевидно, что готовность солдатских матерей провести переговоры с Асланом Масхадовым, подтвержденная руководством Союза публично, вызвала еще довольно мягкую реакцию.
На съезде, куда прибыли 150 делегатов из 50 регионов, участники почему-то все время норовили объяснить себе самим, зачем они создают партию и зачем надо проводить переговоры с чеченскими сепаратистами. "Раз наши мужчины не смогли поставить заслон террору, значит, женщины должны взяться за это, не позволим нашим детям быть врагами!" - эмоционально восклицала делегатка от Дагестана. "Сейчас сохранилась только маленькая дырочка, через которую общество может влиять на исполнительную власть", - этой "дырочкой", по словам сопредседателя партии Иды Куклиной, остается Комиссия по правам человека при президенте под руководством Эллы Памфиловой. "Война с международным терроризмом может идти бесконечно, пока мы не добьемся мира и согласия, мы должны поднять голос в защиту мира, силовые методы бьют только по верхушке терроризма", - пояснила позицию однопартийцев Куклина. Правда, по-настоящему оригинальна программа этой партии лишь в части военной реформы, где каждый пункт солдатские матери готовы обосновывать детально (например, необходимость прозрачности военного бюджета - обнародованием суммы средств на питание каждого солдата).
Еще оказалось, что матерям не хватает гражданских форумов. Только на этих мероприятиях, куда вынуждены приходить представители Вооруженных сил, им удается добиться от минобороны хоть каких-то обещаний, хотя они не всегда исполняются.
Так, одна из делегаток посетовала, что не решена проблема с почтой: "в Амурском округе за шесть месяцев мальчик так писем от родителей и не получил, хотя они пишут регулярно". Делегатка из Ставрополя рассказала, что из-за несоблюдения контрактов полторы тысячи военнослужащих 42-й дивизии в Ханкале расторгли контракты и еще 4800 военнослужащих написали аналогичные рапорты. Помимо родителей будущих солдат партийцы явно рассчитывают привлечь в качестве потенциальных союзников и военных, именно поэтому этот партийный проект, сформированный по гендерно-профессиональному признаку, может оказаться удачным. Кстати, опросы перед последними выборами в Думу показывали, что до 4% избирателей были готовы голосовать за несуществующий партийный брэнд, куда было включено слово "женская".