Недолго осталось до того времени, когда средства Стабилизационного фонда перевалят за определенную Бюджетным кодексом отметку в 500 миллиардов рублей, а потому и дискуссии, куда потратить деньги, разгорелись с новой силой. Недавно глава минэкономразвития Герман Греф заявил, чтобы средства Стабфонда, превышающие 500 миллиардов, направлялись на инфраструктурные проекты и модернизацию. В правительстве, в свою очередь, считают, что с 2006 года необходимо выделить доходы от экспорта нефтепродуктов и газа в отдельную строку бюджета, средства из которой будут расходоваться на решение отдельных временных задач - таких, как погашение дефицита Пенсионного фонда или реализация инвестиционных проектов. На недавней встрече министра финансов РФ Алексея Кудрина с президентом РФ Владимирым Путиным было высказано предположение о том, что правительство в дальнейшем планирует перечислять меньше средств от продажи нефти в Стабфонд, чем сейчас. Предлагая при этом увеличить планку, при которой начинается зачисление налогов в Стабилизационный фонд, на 1-1,5 доллара (сейчас этот предел составляет 20 долларов за баррель. - Прим. авт.). Президент же считает, что правительство должно аккуратно подходить к расходованию средств из Стабфонда. Нужно использовать имеющиеся ресурсы для решения стоящих перед экономикой проблем, но при этом не разрушать то, что было создано в качестве базы экономики за последние годы, подчеркнул президент.
Буквально в ближайшее время правительство должно определиться по вопросу: могут лишние деньги Стабфонда инвестироваться в экономику или нет? Позиция минфина на сей предмет ясна. Средства Стабфонда в финансовом ведомстве рассматривают как дополнительный источник погашения внешнего долга. Планируется, что начиная с 2005-го и до 2009 года минфин будет выплачивать по внешнему долгу 10-11 миллиардов долларов ежегодно.
Вторая статья - это финансирование дефицита Пенсионного фонда, который недополучит средства за счет снижения единого социального налога, и из-за этого возникает потребность в текущем финансировании расходов ПФ, в частности в выплатах текущих пенсий. Более того, считают в минфине, размер Стабфонда надо привязать к уровню ВВП, а раз растет ВВП, а объем расходов к ВВП в целом сохраняется, то должен расти и объем фонда. Другими словами, 500 миллиардов рублей не являются достаточной страховкой бюджета. Большинство экспертов разделяют подобную точку зрения. По их мнению, Стабфонд создавался для того, чтобы стать страховкой для бюджета на случай падения цен на нефть, поэтому 500 миллиардов рублей буквально через пару-тройку лет уже не будут выглядеть столь внушительной цифрой, как сегодня. Поэтому привязка объема Стабфонда к ВВП является вполне нормальной позицией. Правда, часть из них сетует на то, что минфин готов превратить Стабфонд в копилку вместо того, чтобы дать часть денег для развития экономики. Ну а чью позицию займет правительство, станет ясно в ближайшее время.
Отметим, что, вводя такой институт, как Стабилизационный фонд, Россия ничего нового не изобрела. В Норвегии, например, Нефтяной фонд - аналог нашему Стабфонду, насчитывает более 140 миллиардов долларов. В соответствии с действующим норвежским законодательством этим фондом управляет министерство финансов через Норвежский государственный банк, и инвестирование средств фонда осуществляется только в иностранные ценные бумаги. Норвегия не вкладывает средства внутри страны, а покупает акции и облигации по всему миру, имея при этом значительную диверсификацию портфеля. Благодаря этой диверсификации достигается достаточно высокая степень надежности. Другими словами, бумаги взаимно балансируют друг друга и показывают неплохие показатели.
В прошлом году, напомним, были приняты изменения в БК, предусматривающие введение нового института - Стабилизационного фонда. Он является частью федерального бюджета и образуется за счет средств, полученных от высоких цен на нефть. Предусмотрено, что средства эти будут накапливаться и использоваться только в том случае, если возникнет проблема с исполнением федерального бюджета. Другими словами, Стабфонд - это действительно некий стабилизационный инструмент, позволяющий компенсировать за счет своих средств расходы, если не хватает текущих доходов.
В России должен быть накоплен неприкасаемый объем в размере 500 миллиардов рублей. Согласно постановлению за N 508 от 30 сентября этого года указанные средства будут вкладываться министерством финансов в ценные бумаги иностранных государств, но не внутри страны. И причины тому есть. Итак, минфин сможет инвестировать эти средства через банк России на зарубежных фондовых рынках в иностранные ценные бумаги 10-12 стран. Основными условиями для подобного рода вложения являются три фактора. Первый и второй - это страны, которые размещают свои бумаги в трех основных валютах: американский доллар, евро и фунт стерлингов. И третий фактор - инвестиционный рейтинг. В постановлении было определено, что средства Стабфонда можно вкладывать только в бумаги стран, имеющих самый высокий инвестиционный рейтинг - ААА.
Выбор этих факторов был неслучаен. Начнем с того, что рубль не является свободноконвертируемой валютой, а значит, и захеджировать его по отношению к другим валютам сложно: как правило, покупая ценную бумагу в иностранной валюте, необходимо хеджироваться, то есть учитывать изменения валютных курсов по отношению к той или иной валюте. Это связано и с неразвитостью российского валютного рынка, и в какой-то степени с непредсказуемостью валютной политики российских властей. Проводить подобный хедж через производный инструмент дорого, поэтому и было решено вкладывать средства в те валюты, по которым Россия имеет обязательства: активы и обязательства должны находиться в сопоставимых валютах. Требования рейтинга ААА, в свою очередь, уберегут эти средства от возможности непогашения обязательств, риски от вложения средств Стабфонда будут минимизированы.
Помимо этого были введены и дополнительные требования к конкретным ценным бумагам. В частности, постановлением определено, что нельзя вкладывать деньги в бумаги длиннее 10 лет и в бумаги, которые имеют плавающие ставки купонов. Почему? Покупая длинную бумагу, инвестор имеет достаточно большой риск к изменению ее курсовой стоимости. Сегодня с большей точностью нельзя сказать, когда потребуются средства Стабфонда. Наряду с 10-летними бумагами в портфеле минфин будет иметь и двух-, трех- и пятилетние бумаги. Примерно такими же рассуждениями руководствовались в правительстве, когда речь шла и о плавающих ставках, так как они не дают инвестору четко предсказать уровень дохода, который можно будет получить через несколько лет.
Возвращаясь к опыту Норвегии, отметим, что Россия выбрала более консервативный путь вложения средств Стабфонда. Если Норвегия вкладывает средства Нефтяного фонда в десятки стран и сотни эмитентов, то мы оказались зажаты в более узкие рамки. Дело в том, что банк Норвегии работает через нескольких коммерческих агентов, которые, в свою очередь, работают по всему миру - это крупные иностранные банки. Что нельзя делать у нас, так как существуют определенные позиции, закрепленные в Бюджетном кодексе, а во-вторых, существует и серьезное ограничение в плане выбора агентов, которыми может быть только Банк России. Это означает, что доходность российского портфеля, который будет сформирован за счет ценных бумаг иностранных государств, будет значительно ниже, чем те показатели, которых достигает Норвегия. Но, как говорится, лиха беда начало. Однако общее между двумя фондами - решение не инвестировать эти средства внутри страны. В Норвегии вообще стоит четкое ограничение подобной политики и не существует порогового значения фонда. Вполне вероятно, это связано с тем, что запасов нефти у нее осталось всего лишь на 10 лет, а страна провозгласила принцип, что весь мир должен кормить страну после того, как нефть кончится или цены на нее упадут. В России решено тратить все излишки, но лишь для погашения внешнего долга и финансирования дефицита Пенсионного фонда. Остальные предложения минфин отвергает, и не напрасно.
Взять ту же Норвегию, которая не желает вкладывать средства Нефтяного фонда внутри страны. Причины для норвежцев ясны: проблема платежного баланса и голландская болезнь. Благодаря тому, что средства инвестируются за границу, в стране нет давления на национальную валюту. Кроме того, внутреннее инвестирование является скорее отрицательным фактором, так как сажает национальную экономику и промышленность на дешевые инвестиции. В случае падения нефтяных цен на мировых рынках, соответственно, падают и поступления в бюджет, а это означает, что невозможно будет поддерживать на том же уровне внутренние инвестиции. И тогда, так как инвестиционный процесс длительное явление, возникает проблема незавершенности проекта.
Россия может столкнуться с подобной проблемой при внутреннем инвестировании, и большинство экспертов, которые предлагают пустить средства из "загашника" или направить излишки внутрь страны, не могут не понимать этого. Но, похоже, замедление темпов роста экономики толкает некоторых чиновников на "растаскивание" средств Стабфонда. Хотя, напомним, идея создания его - это использование средств только в кризисных ситуациях. В частности, считает Герман Греф, необходимо направлять излишние средства Стабфонда на развитие инфраструктуры, так как ее кроме как через государственные инвестиции развивать невозможно. На сегодняшний день, считает министр, инфраструктура отстала от современных требований экономики. Так, пояснил Г.Греф, средства Стабфонда можно направить на организацию воздушного транзита через территорию России, создание платных дорог и инфраструктуру при создании особых экономических зон.