Власть и бизнес недовольны Таможенным кодексом

Недавние слушания в Госдуме РФ по проблемам корректировки действующего Таможенного кодекса (ТК) завершились главной рекомендацией: с ноября возможно внесение изменений и дополнений в статьи этого документа после 11-месячного моратория. Но только после согласования корректировок на уровне ведомств и правительства.

 

Как считает председатель Подкомитета по таможенно-тарифному регулированию и внешнеэкономической деятельности Комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам Надежда Азарова, "правоприменительная практика нового Таможенного кодекса показала, что остаются вопросы, вызывающие наибольшие противоречия как на уровне федеральной власти, так и в деловых кругах. Это прежде всего вопросы таможенного оформления в пунктах пропуска через Государственную границу РФ и стран - членов Таможенного союза СНГ, ограничение мест декларирования товаров, применение упрощенных процедур таможенного оформления, сроки "выпуска" товаров таможенными органами, применение и обеспечение таможенных платежей. Эти вопросы должны получить нормативно-правовое и практическое решение в самое ближайшее время".

Основные проблемы и, соответственно, возможные изменения в ТК касаются, главным образом, режима, продолжительности таможенных процедур и обязательств по более точной информации об экспорте-импорте товаров и услуг. Увы, официальная таможенная статистика, как отмечалось на слушаниях, регистрирует только 60-70 процентов общей стоимости российского экспорта и столько же - импорта. Представители же отраслевых структур сетовали на необоснованные, по их мнению, таможенные льготы для "челночной" торговли, благодаря которой, например, российский рынок текстильных товаров уже который год минимум наполовину заполнен демпинговым импортом, причем на 55-60 процентов контрабандным - можно сказать, в обход официальной таможенной статистики (напомним: необлагаемая пошлиными платежами сумма импортных товаров, ввозимых для личного потребления, достигает 100 тысяч долларов в год). Предложено, в частности, уточнить номенклатуру внешнеэкономической деятельности и снизить, самое меньшее, на треть свободную от таможенных сборов сумму импортных товаров, а также дополнить Кодекс положениями о необходимости упрощения и, значит, ускорения таможенно-пограничных процедур.

По мнению замглавы Федеральной таможенной службы РФ Юрия Азарова, "есть проблемы с текстильной продукцией, с транспортными процедурами, да и со статистикой. В ближайшее время будут предложены окончательные формулировки соответствующих уточнений и дополнений в Таможенный кодекс". Сведет их воедино межведомственная рабочая группа с участием представителей федеральных ведомств и профильных комитетов Госдумы РФ. Кстати, сама ФТС по новому законодательству лишена права самостоятельно разрабатывать нормативные акты в своей "отрасли": теперь таможенники занимаются непосредственным контролем за соблюдением таможенного законодательства.

Что касается самой работы таможенных органов, недавнее III Всероссийское совещание их руководителей утвердило главные ориентиры: сокращение времени досмотра товаров до 10 процентов при импорте и до 8 процентов - при экспорте; снижение продолжительности таможенного оформления в пунктах пропуска через границу до 10 минут и при декларировании товаров внутри страны - до суток.

Иными словами, ныне действующий Таможенный кодекс подвергнется корректировке, но ее точные сроки, в том числе введения в действие новых положений документа, пока не установлены.