09.11.2004 02:00
    Поделиться

    Леонид Радзиховский: 7 ноября осиротело в 1991 году

    Ну и 7 ноября выдалось в этом году! 4 ноября, к 130-летию со дня рождения Колчака, ему открыт памятник в Иркутске. РПЦ предложила отмечать выходным днем 4 ноября, но не в честь Колчака, а в связи с "окончанием Смутного времени в 1612 году", а 7 ноября (начало нового Смутного времени) сделать рабочим днем. Это предложение впервые высказал Жириновский, и есть все основания считать, что Дума может эту идею поддержать.

    7 ноября осиротело в 1991 году. Мачеха - новая российская власть - не решалась сиротку убить, но и кормить ее дальше не хотела. Поэтому 7 ноября переименовали в День согласия и примирения, обкорнали, как могли (само собой, исчезли парады, ужали до минимума демонстрации). И вот теперь - завершающий акт?

    Основные законодательные инициативы Жириновского связаны со сладким - с праздниками. Непревзойденный знаток народной души как всегда прав: бюджеты разворуют, законы не читаются, а выходные всегда с тобой. Когда у сына Жириновского, депутата ГД Лебедева, родилась двойня, вождь ЛДПР предложил сделать этот чудо-день выходным, общенародным "днем Отца и Деда". Тогда Дума отказала счастливому деду. Но он не угомонился - душа просит праздника. И вот праздник найден.

    Замечание крупнейшего историка России, академика Янина, о том, что разговоры про "праздник 4 ноября 1612 года - окончание Смутного времени", объясняются простым незнанием школьного учебника истории, мало кого интересует. Законодатели не обязаны читать учебники - это авторам будущих учебников надо следить за деятельностью Думы!

    Что ж, во всяком случае 7 ноября 2004 года выдалось менее скучным, чем в последние годы.

    Начнем с Колчака (кстати, еще одно совпадение - 4 ноября показывали открытие памятника адмиралу, а 5 ноября ТВ-каналы широко отметили 70-летие фильма "Чапаев", имеющего некоторое отношение к Колчаку). Установка памятника адмиралу работы известного скульптора-патриота Клыкова - редкий пример, когда гражданское общество добилось своих целей. Дело в том, что памятник создан по инициативе иркутского общественного фонда "Патриот", видимо, та же общественная организация и оплатила творение Клыкова. Знаменитый сибирский писатель Валентин Распутин заметил, что "такие личности, как Колчак, при всей неоднозначности их деяний, достойны того, чтобы о них помнил народ". Народ помнит - так, местные коммунисты уверяют, что в Иркутске до сих пор помнят про террор армии Колчака. Это вполне возможно - террор велся с размахом (сжигали и расстреливали целые деревни), да и советская пропаганда добрых 70 лет об этом рассказывала.

    Впрочем, намерение фонда "Патриот" было иным - они считают, что именно памятник Колчаку на том самом месте, где адмирала расстреляли, способен внести в наше общество то самое примирение и согласие. Эта же мысль вдохновляла и скульптора - на постаменте памятника изображены красный и белый солдаты, опустившие свои винтовки, что должно, видимо, символизировать примирение "под Колчаком".

    Я думаю, что почин иркутян может быть продолжен. Например, в Петербурге уместно поставить несколько памятников примирению и согласию. Мне видится скульптура генерала Трепова с надписью на фундаменте "Патронов не жалеть, холостых залпов не давать" и стоящие рядом в глубокой задумчивости рабочий-путиловец и городовой. Недурно смотрелся бы и памятник великому князю Владимиру Александровичу - правда, едва ли его успеют открыть 9 января 2005 года, к столетней годовщине Кровавого воскресенья, которым непосредственно командовал Его Императорское Высочество - главнокомандующий гвардией и Петербургским военным округом. Если же брать противоположную сторону (ведь для согласия желательны двое), то Тихий Дон украсил бы памятник Свердлову (кстати, и делать не нужно - достаточно привезти из Москвы, "со склада"). А уж бронзовый Троцкий точно стал бы высшим памятником политкорректности, примирению и согласию. ...И совсем невозможно понять, чем установление НОВОГО памятника Колчаку хуже, чем ВОССТАНОВЛЕНИЕ памятника Дзержинскому?

    Впрочем, наше гражданское общество несколько односторонне - любители памятников Колчаку есть, а поставить памятник Троцкому никому в голову не придет. Так же, как и памятник "примирению и согласию с Берией" где-нибудь на Колыме. А ведь если Берия по размаху террора и превосходил Колчака, то еще больше он его превосходил по своим заслугам перед Державой: от адмирала не осталось вообще ничего, а от маршала - ракетно-ядерный щит СССР...

    Я все это пишу к тому, что мне все чаще вспоминается мудрая мысль В.С.Черномырдина, высказанная им как-то в Думе: если руки чешутся, то лучше почесываться в другом месте. История, в особенности русская история ХХ века - материя тонкая и путаная. Надо быть уж очень резким большевиком, чтобы взяться сегодня перекраивать календарь - отменять праздники, ставить памятники одним палачам (жертвам), а не другим, или заниматься любимой забавой ряда особо истовых демократов-либералов-монархистов - исправлять пейзаж Красной площади, вынося оттуда мумию Ленина (а может, заодно и мавзолей снести?).

    Хватит, друзья! Оставьте уж вы русскую историю в покое - хоть этот урок из Истории извлечь можно было бы.

    Самое интересное, что сегодня государство в историю не лезет, умыло руки, не до того. Но общество как умеет, на свой страх и риск, пытается расшифровать то, что ему (обществу) кажется скрытыми пожеланиями власти, и изогнуть хребет в соответствующем направлении, будь то отмена 7 ноября, появление медного Колчака или что-то еще. Такая вот "управляемая историческая демократия"...

    Вмешательство государства в историю, т.е. ее "подчистка", исходя из своих сегодняшних тактических (или "стратегических") выгод, есть государственное преступление. То, что оно часто встречается, не делает его менее опасным и отвратительным. Но и полное равнодушие к своей истории - вещь не менее опасная!

    Не стоит село без праведника - не стоит и страна без героев. Скажем, Франция, как мне кажется, мягко говоря, преувеличивает роль генерала де Голля во Второй мировой войне (когда при подписании капитуляции Кейтель заметил французского представителя, он сострил: "Оказывается, Франции мы тоже проиграли войну?"). Но французы не могут смириться с неподобающей им ролью в этой войне, вот и греют себя мифом...

    Какие герои и подвиги остались в массовом сознании российского общества? Народ помнит главное: Куликовская битва, Иван Грозный, Петр Великий, 7 ноября и Ленин, 22 июня - 9 мая и Сталин. Больше имен и дат массовая народная память все равно вместить не может. Но уж любое из этих событий ничем не заменишь, никакими свежеокрашенными "4 ноября 1612 года".

    Заменить - нельзя. А вот затоптать, затереть, убить, лишить внутренней энергии (остатков такой энергии) вполне возможно. Это будет примирение - путем равнодушия, согласие - ценой эмоционального опустошения. А такие примирение и согласие означают для нации примирение и согласие с возможностью своего распада на людские атомы.

    Тогда от истории останутся одни нужные обычному человеку выходные, как от сыра - одни дырки. Но тогда и от России останется одна дыра...

    Поделиться