На юридическом языке безвозмездное пользование коммунальными услугами и квадратными метрами жилья расценивается как незаконное обогащение, поэтому по букве закона представители городской власти правы. Но если коммунальные тарифы наступают на пятки реальным доходам жильцов, можно ли считать неуплату обогащением? С такой правовой задачей суд Октябрьского района Тамбова столкнулся впервые.
Лагутины - мать и дочь - задолжали 15 тысяч рублей. Когда-то Е. Лагутина работала на заводе, зарплату там постоянно задерживали, мизерное пособие на ребенка тоже вовремя не выплачивали. Окончательно все "детские" на Оксану она получила, когда дочери исполнилось 23 года. Последние годы Елена Петровна торгует на рынке, получая, по ее словам, по 50-70 рублей в день. Дочь с пяти лет воспитывала одна. А когда Олеся повзрослела, то поступила учиться на швею, после учебы год не работала. Но когда замаячила перспектива выселения, устроилась работать по специальности с зарплатой около трех тысяч рублей.
Мэрия, настаивая на выселении, не "требовала крови" ответчиков, но при этом хотела бы создать судебный прецедент.
Но, несмотря на формальную неправоту ответчиков, суд отнесся к неплательщикам достаточно лояльно. Тем более, что к итоговому заседанию суда они уже внесли в счет погашения долга пять тысяч рублей. Поэтому суд с легким сердцем дал должникам шанс - обязал их погасить оставшуюся задолженность до апреля 2005 года.
Положение злостного неплательщика обычно усугубляется тем, что вместе с долгом растут пени, которые нередко превышают сумму задолженности по квартплате. Однако по закону выселить можно только за прямые долги, а не за пени, взыскать которые по суду крайне проблематично.
За последние три года мэрия Тамбова направила в суды более двух тысяч исков о взыскании с жильцов долгов по квартплате. С вступлением в силу норм Жилищного кодекса количество судебных исков о выселении, скорее всего, возрастет. Но при этом кодекс даст потенциальным "лишенцам" и судьям больше возможностей для отклонения исков и вынесения протестов. К тому же, выселенным по суду власти должны предоставить жилье, отвечающее санитарным и техническим нормам общежития - то есть не менее шести квадратных метров на человека. Причем выселенной семье в общежитии должно предоставляться изолированное помещение. И только при соблюдении этих условий суд вправе вынести решение о выселении.
Но смогут ли городские власти найти достойную крышу неплательщику, если в том же Тамбове число должников по квартплате неуклонно растет, а о строительстве социального жилья пока только говорят?