11.11.2004 07:00
    Поделиться

    Чрезвычайная ситуация в Карачаево-Черкессии

    Вчерашний день не принес никакой определенности: все население республики - от простых людей до представителей власти - находятся в состоянии напряженного ожидания, никто не рискует давать прогнозы развития событий даже на ближайшие часы.

    Взрыв ярости собравшихся на площади 9 ноября, по всему подогреваемый людьми с холодным рассудком, как известно, завершился диким погромом Белого дома. Некоторые аналитики считают: он был спровоцирован некими силами, представляющими внутреннюю оппозицию.

    И впрямь, в толпе митингующих перед штурмом находились известные оппозиционеры, сторонники бывшего президента Семенова, занимавшие при нем солидные посты, а теперь оставшиеся не у дел.

    В республике явно нарастает межклановый конфликт, который с периода президентских выборов вызревал внутри карачаевской элиты, а сегодня, на волне массового убийства молодых людей из известных семей, вырвался наружу, вышел на площадь, втягивая, как в омут, тысячи людей.

    Между тем злодейское преступление на даче депутата Народного собрания КЧР Али Каитова с абсолютной ясностью обозначило главную и, наверное, единственную причину межкланового конфликта: передел собственности в республике, в свое время прославившейся самым быстрым в стране процессом приватизации.

    Так называемое "правительственное крыло" здания сегодня по сути непригодно для работы в нем чиновников - разбиты окна, двери, мебель, компьютеры, исчезли и перепутаны десятки папок с документами. Группа людей, ворвавшихся в кабинет президента Батдыева, оставалась там всю ночь, правда, неясно, какая при этом преследовалась цель. Место пребывания Батдыева неизвестно. Пустовали и почти все министерские кабинеты.

    К часу дня вчера на площади вновь стали собираться митингующие, в толпе идут разговоры о пострадавших во время штурма дома правительства. К сегодняшнему дню за медицинской помощью обратились более тридцати участников митинга. Семь человек, в основном сотрудники милиции, находятся в больнице Черкесска, трое из них - с черепно-мозговыми травмами, двое - с сильными порезами от стекол, но их жизни, по оценке врачей, ничто не угрожает.

    Самое тяжелое состояние у девятнадцатилетнего срочника из батальона внутренних войск - от брошенного кем-то из митингующих камня парень получил серьезную травму головы.

    Один из высокопоставленных чиновников КЧР сказал в беседе с корреспондентом "РГ": "Разгром здания - это настоящее бесчинство, возможно, кем-то спровоцированное и вряд ли родственниками погибших молодых людей..." Чиновник, давший такую оценку событиям на площади, категорически запретил называть его имя. То же самое требовали от корреспондента "РГ" и другие источники: никто не хотел брать на себя ответственность ни за свои слова, ни за действия. Кроме работников городской прокуратуры, возбудивших вчера уголовное дело по статье 212 ч.1, ч.2 УК РФ ("массовые беспорядки").

    Недосягаемыми для журналистов были и руководители Народного собрания КЧР, которое остается по сути единственным органом власти, на легитимность которого не замахиваются митингующие, что, по мнению независимых экспертов, также наводит на некоторые размышления.

    По политическим пристрастиям состав республиканского парламента, состоящего из семидесяти человек, весьма неоднороден. И состоит как бы из трех примерно одинаковых по количеству группировок: оппозиция, куда входят в основном сторонники предыдущего президента республики генерала Владимира Семенова, "болото", где предпочитают отмалчиваться по самым принципиальным вопросам, и, собственно, "партия власти" - тех, кого привел с собой нынешний глава республики, в прошлом банкир, Мустафа Батдыев.

    Руководит парламентом Сергей Смородин, бывший директор цементного завода, главными акционерами которого и был президентский зять Али Каитов. Эта "полифоничность" превратила Законодательное собрание, по острой критике населения, в "сплошную говорильню", где "каждый шумит кто во что горазд и в своих интересах", однако с оглядкой, как бы кого не обидеть.

    Эту атмосферу ярко проиллюстрировала внеочередная чрезвычайная сессия, состоявшаяся 19 октября в день похорон расстрелянного в центре города вице-премьера правительства Ансара Тебуева. "Криминал окончательно распоясался, людям страшно жить и просто ходить по городу", - кричали депутаты, вызвавшие на ковер главу МВД КЧР А. Обухова и прокурора В. Ганночку.

    Но ни один из народных избранников не задал вопрос своему "коллеге" - депутату Али Каитову, находившемуся здесь же, на этой сессии, по поводу массовых слухов о его причастности к убийству семерых молодых людей в ночь с 10 на 11 октября. Все депутаты об этих слухах ведали и знали, что в республике вызревают гроздья гнева. Но промолчали все.

    Это было во вторник. А на следующий день, 20 октября, начались волнения на площади родственников погибших. 21 октября толпа штурмовала Белый дом, а в 2 часа ночи депутаты Народного собрания вновь собрались на внеочередную сессию, где приняли обращение к федеральным структурам с просьбой отправить в отставку руководителей МВД, прокуратуры и ФСБ республики.

    Вчера республиканский парламент собрался уже на третью за столь короткий срок внеочередную сессию с повесткой дня "О чрезвычайной ситуации в КЧР, сложившейся в республике в результате бессрочного митинга". Депутаты потребовали присутствия на сессии президента республики Батдыева, вице-президента Веру Молдованову и руководителей силовых структур.

    На момент подписания номера оставалось неизвестным, явились ли приглашенные на сессию, какие решения принимаются депутатами. Между тем митингующих на площади к этому времени стало значительно больше, есть опасения, что люди могут прорваться в зал заседания Народного собрания. Милиция и батальон внутренних войск приведены в боевую готовность.

    Между тем

    Пока демонстранты продолжали оккупировать президентский кабинет Мустафы Батдыева, прокуратура продолжала расследовать громкое убийство, которое и послужило причиной массовых волнений в Черкесске. Вчера из шахты у аула Кумыш извлекли последние фрагменты человеческих останков.

    Кроме ранее обнаруженных пяти обожженных тел, следователи нашли еще человеческие зубы, зубные коронки, видеокассеты, три пули калибра 5,45 мм и фрагмент мобильного телефона. Предположительно они принадлежат нескольким погибшим людям. Если это так, то может подтвердиться ранее выдвинутое предположение, что погибших в перестрелке на даче зятя президента Карачаево-Черкесии может быть больше, чем семь человек. А «неучтенные» жертвы — это погибшие сторонники Каитова, исчезновение которых удалось скрыть.

    Вчера же поиски в шахте были прекращены. «В настоящее время фрагменты тел, подвергшиеся сильному термическому воздействию, готовятся к отправке для идентификации в 124-ю лабораторию медико-криминалистической идентификации в Ростов-на-Дону», — сказали в МВД республики.

    Поделиться