Новости

11.11.2004 03:00
Рубрика: Власть

Сенаторов сделали "вечными"

А многие партии обрекли на смерть

Вице-спикер нижней палаты Владимир Жириновский вспомнил о приближающихся новогодних праздниках и предложил Госдуме не откладывать предложенный им и другими депутатами законопроект, позволяющий и взрослым устроить новогодние каникулы. Ведь люди, узнавшие о планах Думы, уже приобрели путевки, чтобы отдохнуть в первую декаду января всей семьей. Не могут же думцы обмануть надежды своих избирателей, - мотивировал свое предложение Жириновский. Ему возразил коммунист Виктор Илюхин, заявивший, что законопроект вообще нельзя рассматривать, поскольку предлагаемые поправки в Трудовой кодекс, как следует из отзыва правительства, "повлекут дополнительные расходы из федерального бюджета в размере 12 миллиардов рублей". Илюхин, усмотрев в настойчивости Жириновского некую политическую подоплеку, посоветовал Владимиру Вольфовичу "не торопиться бежать". - "Вы уже давно Кремлем списаны. Ставку-то сделали уже на другого, третьего Лжедмитрия". А коммунист Анатолий Локоть предупредил коллег, желающих под видом ревизии праздничных дней ликвидировать 7 ноября, что "пренебрежение национальными символами приведет к тяжелым последствиям". Однако думское большинство подтвердило свое намерение с праздниками не спешить, а дождаться отзывов из регионов.

Зато почти единодушно депутаты утвердили во втором чтении поправки в законы о порядке формирования Совета Федерации и о статусе члена СФ и депутата Госдумы. В соответствии с документом запрещается досрочно отзывать сенаторов из Совета Федерации. В то же время предлагается норма, согласно которой досрочное прекращение полномочий члена Совета Федерации допускается по такому же перечню обстоятельств, который установлен в отношении депутата Госдумы, то есть на основании письменного заявления о сложении своих полномочий при назначении на другую госдолжность в случае утраты гражданства РФ и так далее. Законопроектом устанавливается трехмесячный срок для избрания члена Совета Федерации вновь избранным органом госвласти субъекта РФ и упрощенная процедура для подтверждения полномочий ранее назначенных членов Совета Федерации. По мнению первого заместителя председателя думского Комитета по конституционному законодательству и госстроительству Александра Москальца, новый порядок достаточно "защищает члена Совета Федерации от произвола или неправильных действий". Однако депутат Сергей Решульский обратил внимание на "шедевр" законотворчества, появившийся в документе ко второму чтению - поправку, которая позволяла прекращать полномочия члена Совета Федерации "по мотивированному представлению председателя Совета Федерации, основанному на заключении комитета или комиссии верхней палаты, в чьем ведении находятся вопросы парламентской этики". "Вдумайтесь, - возмущался Решульский, - если сенатор не выполняет волю того органа власти, который представляет, его оставляют в Совете Федерации. А если он обругает коллегу, или где-нибудь не совсем этично выскажется в адрес того или иного должностного лица, это может явиться основанием для отзыва его из палаты по представлению ее председателя!"

"А не нужно кого-нибудь ругать или поступать неэтично", - ответил Решульскому Александр Москалец и посоветовал депутатам брать пример с сенаторов, которые решили проявить принципиальность к нарушителям парламентской этики. "А что бы вы отнесли к парламентской этике?" - спросила первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска, напомнив коллегам, что в прошлом созыве Дума попыталась принять Кодекс депутатской этики, но это ей не удалось, поскольку понять, что этично, а что нет, оказалось очень непросто. В итоге законопроект был принят без этой поправки во втором и в третьем чтении.

Вчера Госдумой был принят в первом чтении и новый партийный минимум - партии должны иметь в своих рядах не менее 50 тысяч членов. Был вариант, поднимающий барьер, за которым начинается партийная жизнь, до ста тысяч человек. Однако авторы законопроекта подумали, посчитали и решили, что это для большинства партий сегодня нереально.

Предполагается, что у ныне действующих партий будет переходный период в один год, чтобы они сумели набрать необходимую численность. Еще один год дается, чтобы партии, которые не смогут или не захотят вырасти, стали общественными объединениями или ликвидировались. Все это делается для того, чтобы, по словам председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергея Попова, "партийная система развивалась, чтобы в партиях были представлены все группы населения", чтобы партийные лидеры были ответственны, финансовая деятельность прозрачна. И народ знал, какие партии есть, кого они представляют, как расходуют и где берут средства, как собираются реализовывать свои обещания. Некоторым депутатам вопрос об увеличении численного партминимума казался преждевременным. Однако сторонники законопроекта возражали - "момент назрел". Потому что партии у нас неправильные, они "создаются под лидера или под группу людей, то любителей пива, то солдатских матерей".

Новая партийная бухгалтерия не очень нравилась коммунистам. Еще больше почему-то их раздражала диктуемая законопроектом необходимость сбора разных бумаг для подтверждения партийного минимума. "Отжать мелочь" - плохая задумка, говорили они. Это механистический подход к сложнейшим организмам, которым имя - гражданское общество. Коммунисты предлагали коллегам подумать, что будет с "Единой Россией", когда партийцы "побегут из ее рядов". Владимир Жириновский похвалил коммунистов, что они наконец-то стали жалеть другие партии - когда-то они их гнобили, закрывали и сажали в тюрьму. Однако сам такой жалости к партиям-невеличкам проявлять не стал. Он считает минимум в 50 тысяч человек даже маленьким, желательно было бы 200 тысяч. "Родина" не боится и больших величин, однако считает, что 50 тысяч - это нормально. Но "родинец" Андрей Савельев предложил ввести ко второму чтению в законопроект такую норму, которая не позволяла бы резко оборвать жизнь партии, которой не хватило сил стать пятидесятитысячной.

Власть Работа власти Внутренняя политика Власть Работа власти Госуправление Законодательная власть Госдума