11.11.2004 01:00
    Поделиться

    Наследователей жилья уравняли в налоговых правах

    Конституционный суд защитил близких родственников

    Определение Конституционного суда, которое сегодня публикует "Российская газета", затрагивает очень деликатную сферу отношений. Они возникают в области наследственного и налогового права. Граждане пишут завещания, чтобы быть уверенными в переходе после их смерти наследственного имущества (как правило, речь идет о квартирах) к своим близким родственникам. Чаще всего имущество завещают детям. Причем пишутся завещания на тех людей, которые по нормам Гражданского кодекса и так входят в число наследников по закону первой очереди и могут наследовать это же имущество и без завещания.

    Приняв наследство от своих близких по завещанию, граждане Балакир, Наумов и Соболева обратились в Конституционный суд после того, как обнаружили, что ставки налога на имущество, которое они получили как наследство по завещанию, были начислены в максимальном размере. Этот размер предусмотрен Законом от 12.12.1991 года и называется "О налоге с имущества переходящего в порядке наследования или дарения". Так, по начисленному налогу один из заявителей должен был заплатить 80 тысяч рублей за унаследованную однокомнатную квартиру. Между тем для наследников по закону первой и второй очереди ставки налога предусмотрены куда в меньших размерах. За ту же однокомнатную квартиру он бы составлял 25 тысяч рублей.

    По мнению заявителей, это поставило в неравное положение наследников по завещанию и наследников по закону, даже если у них одна и та же степень родства. По мнению граждан, пожаловавшихся в Конституционный суд, этим нарушались принципы равенства перед законом и равного налогового бремени.

    Как рассудил суд? Пункт 4 статьи 35 Конституции гарантирует право наследования. Рассматривая поступившие обращения граждан, Конституционный суд учел нормы действующего Гражданского кодекса, который в полном соответствии с Конституцией исходит из того, что воля наследодателя, высказанная в завещании, приоритетна. И еще Гражданский кодекс закрепляет в наследственных отношениях принцип защиты интересов близких родственников умершего. А вот сложившаяся правоприменительная практика определения налоговых ставок просто проигнорировала это положение Конституции и принципы гражданского законодательства. Правоприменительная практика по сути ущемила права наследников первой и второй очереди (то есть самых близких родных), если они приняли наследство по завещанию. Кстати, в жалобах в суд очень эмоционально писалось о том, что отказаться от наследования по завещанию и принять его по закону означало бы для этих людей нарушить последнюю волю отца или матери, высказанную в завещании.

    Дав конституционное истолкование положений статьи 3 Закона "О налоге c имущества, переходящего в порядке наследования или дарения", Конституционный суд тем самым определил, что к наследникам по завещанию не могут более применяться максимальные ставки налога. То есть те ставки, которые предусмотрены этим законом в отношении, как сказано, "других лиц". Таким образом, Конституционный суд устранил имевшееся неравенство в налогообложении самых близких родственников, если они приняли имущество не как наследники по закону, а по завещанию.

    Поделиться