12.11.2004 03:00
    Поделиться

    Подробности спасения моряков в Японском море

    привели к гибели моряков

    Как уже сообщала «РГ», обнаружены тела 11 погибших моряков. Также опознаны четыре из пяти моряков, все они - члены экипажа теплохода «Вест»: это третий помощник капитана Вадим Кочергин, матрос Рауф Алиев, буфетчица Лидия Ковальчук, матрос Игорь Гамзин. Поиск российских моряков с погибших в шторм «Вест» и «Ароса» ведется уже неделю. За это время удалось найти и спасти девять человек и поднять на борт 16 тел. Всего в двух экипажах судов трудились 42 российских моряка.

    Прокуратура Находки разбирается в деталях гибели судов, в том, почему и кто выпустил сухогрузы из порта, имея предупреждение о надвигающемся шторме, почему экипаж «Веста» был раздут до 27 человек при условии, что индивидуальных спасательных средств было гораздо меньше, а сам экипаж на таком судне не может превышать 13-15 человек. Лишние были, скорее всего, пассажирами, отправившимися в Японию за подержанными автомобилями.

    Между тем стали известны некоторые факты спасательной операции.

    Признание одного из специалистов «Владивосток-Авиа» о том, что вертолет подключился к поисковым работам несколько позже, чем того требовала ситуация в месте трагедии, вызвало неудовольствие руководителей акционерного общества. Хотя вряд ли в том есть прямая вина авиаторов, их соответствующая служба призвана обеспечивать безопасность полетов своих самолетов, прежде всего, подключение же к спасательной операции в море — дело относительно добровольное и, так сказать, побочное. К слову, авиаторы работать в экстремальных ситуациях никогда не отказываются.

    За спасательную операцию владельцу судна придется платить, и немало, но только в том случае, если удастся спасти имущество, спасение людей — бесплатно.


    Стало известно так же, что первый сигнал SOS был подан с лесовоза «Вест» 2 ноября не вечером в 22.20, а еще днем часов в 15. Его поймали японские службы и передали во Владивосток, из Владивостока с капитаном судна вышли на связь, но он заверил, что справится своими силами. С другой стороны, по словам капитана спасательного  координационного центра (СКЦ) Дмитрия Рябченко, с «Веста» был получен сигнал. Но, как следует из правил международной Конвенции по поиску и спасению человеческих жизней на море, предписывающих связаться с подавшим сигнал бедствия судном и поинтересоваться обстановкой, у СКЦ не получилось, «Вест» не отвечал. Почему? Тут можно только гадать.

    Но в то же время знающий и бывалый моряк желание капитана «справиться своими силами» объяснит… деньгами и жесткими правилами рынка. За спасательную операцию владельцу судна придется платить, и немало, но только в том случае, если удастся спасти имущество, спасение людей — бесплатно. Не исключено даже, что счет владельцы судна могут «повесить» на него и на экипаж. В Приморском крае немало подобных примеров. Поэтому любой капитан будет бороться за живучесть судна до самого последнего силами экипажа и запросит помощь уже в критической ситуации. Если не будет поздно.

    Спасение Сафара Джан­мир­зо­ева, двое суток находившегося в холодной воде, но, к счастью, в гидрокостюме, — фантастическая удача и одновременно закономерная случайность. Во многом потому, что капитан теплохода «Гриф» интуитивно не сразу послушался приказа изменить район поиска, а почувствовал, что в обследуемом квадрате должен кто-то находиться, потянул время и нашел моряка.

    Давно канули в Лету времена, когда на Дальнем Востоке судоходные компании можно было пересчитать по пальцам одной руки. Они были сильны, богаты и имели довольно молодой флот. По словам Геннадия Несова, в прошлом председателя комитета по судоходству администрации края, ныне главы экологического морского фонда, сейчас в Приморье более сотни морских фирм с выработавшими свой ресурс суденышками, а то и просто их не имеющие, а арендующие. А кто отдаст в аренду новое судно, которое самому можно использовать с прибылью?! Современные экипажи — не слаженный механизм, где каждый знает, как вести себя в критической ситуации, а набранные из случайных людей, порой на один рейс (соответствующие объявления нередки в краевой прессе). Ну и поднимают в целях экономии такие суда флаг то Кампучии, как «Ароса», или «великой морской державы» Монголии, как «Вест».

    Кстати

    Учения по спасению терпящих бедствие на море в Приморье проводятся весьма регулярно и силами МЧС, и Тихоокеанским флотом, который часто организует их как обязательный элемент программы дружеских визитов военных моряков иностранных государств. Последние, довольно зрелищные, были в августе. На учениях всегда все успешно получается, там одновременно к району условного поиска подходят спасательные суда, подлетают вертолеты, да и погода всегда соответствует, в шторм учений не проводят. Серьезные моряки относятся к таким учениям, как к шоу, наверное, небезосновательно, ведь совсем другая картина получается в реальной жизни.

       комментарий

    Наталья Гудкова,
    пресс-секретарь Дальневосточного регионального центра МЧС России:

    - Трагедия произошла за пределами 12-мильной зоны, в зоне ответственности Владивостокского морского спасательного координационного центра Минтранса РФ. Поэтому к поиску пропавших моряков дальневосточные спасатели подключились только на третьи сутки, после соответствующего распоряжения МЧС РФ.

    Поделиться