Японки не хотят выходить замуж

37-летняя Дзюнко Сакаи, автор нашумевшей книги о преимуществах незамужней жизни, заявляет, что современное поколение японок не хочет посвящать себя пеленкам, готовке и уборке, быть бесплатной домашней прислугой для традиционно мыслящих японских мужчин. "Мы слишком умны и хороши собой, чтобы выходить замуж, - заявляет она. - Мы предпочитаем одиночество и не скрываем своего выбора".

По книге Дзюнко Сакаи снят телесериал, который пользуется огромным успехом у женщин. Он безусловно оставил след в общественном сознании. Согласно официальной статистике число незамужних японок в возрасте до 30 лет за последнюю четверть века возросло с 24 до 54 процентов. Средний возраст невест поднялся с 22 до 29 лет.

Поскольку Япония традиционно была "царством мужчин", новая мода равнозначна глубокому социальному сдвигу. Местный "домострой" считал главной женской добродетелью "тройную покорность". Согласно обычаям, японка должна в детстве подчиняться отцу, в замужестве - супругу, а в старости - сыну.

Да и брак до недавних пор был делом не столько личным, сколько семейным или корпоративным. В 60-х годах, когда я работал в Токио и писал "Ветку сакуры", большинство свадеб совершалось по сватовству родителей. Дескать, самому принимать решение о спутнике жизни, когда человек в состоянии влюбленности, рискованно.

Основатель концерна "Панасоник", патриарх японского менеджмента Мацусита ввел в обиход корпоративные браки. Подбирал своим подчиненным невест из штатных сотрудниц фирмы, был на свадьбах посаженным отцом, обеспечивал молодые семьи ведомственным жильем.

На фоне всего этого отказ вступать в брак по рекомендации родителей или нанимателей выглядит революционно. Решающую роль тут несомненно играет финансовая независимость японок. Хотя в высших эшелонах бизнеса и власти женщин пока еще относительно меньше, чем в развитых странах Запада, они стабильно составляют 40 процентов рабочей силы, в частности половину учителей и треть врачей. Особенно велик спрос на женские руки в сфере услуг. При общем старении нации (доля людей, которым за 65, достигла 19 процентов населения) в домах для престарелых появляется все больше высокооплачиваемых женских рабочих мест.

Словом, в Стране восходящего солнца немало женщин, которые не тяготятся, а наслаждаются своим одиночеством.

Местный бизнес чутко уловил новую моду, распространившуюся среди преуспевающих японок. Фешенебельный столичный отель "Кейо-Плаза" начал проект "Целительное одиночество". Незамужней женщине предлагается изысканный ужин, украшенные цветами апартаменты, а наутро - тренажеры, бассейн и массаж в оздоровительном центре. Ведущая ювелирная фирма "Камелия" начала рекламную кампанию под лозунгом: "Женщине лучше самой покупать себе бриллианты".

Так что увидев в японском баре элегантную женщину без спутника, пьющую коктейль или свежевыжатый сок, не спешите принимать ее за "ночную бабочку" и делать соответствующие предложения. Это может быть преуспевающая предпринимательница, которая бросает вызов традиционному представлению о месте женщины в японском обществе.