Правительство поправит законодательство о банкротстве

Минэкономразвития разработало ряд поправок в законодательство о банкротстве, которые будут рассмотрены на заседании правительства 25 ноября 2004 года. Как уже писала "Российская бизнес-газета", полгода назад в рамках административной реформы Минэкономразвития России было наделено полномочиями по нормативному правовому регулированию и выработке государственной политики в сфере банкротства и финансового оздоровления организаций. В результате чего подготовлены 6 проектов федеральных законов, 4 из которых к настоящему моменту представлены в правительство Российской Федерации, а два находятся в завершающей стадии согласования. Кроме того, минэкономразвития практически завершил разработку нормативной базы по реализации законодательства о банкротстве (из 22 необходимых актов в завершающей стадии согласования находятся последние 3 проекта). Более того, уже утверждены три приказа Минэкономразвития России, регламентирующие деятельность арбитражных управляющих по ведению реестра требований кредиторов и проведению собрания кредиторов. Сформирована новая система участия государства как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства. В том числе подготовлены 4 акта министерства, регламентирующих участие уполномоченного органа в делах о банкротстве и в процедурах банкротства. Также утверждены три приказа министерства, регламентирующие отдельные аспекты деятельности арбитражных управляющих.

 

 

Что ожидает банкротов

Первый блок поправок вносится в Налоговый кодекс. Министерством разработан законопроект, направленный на создание условий для заключения государством мировых соглашений в делах о банкротстве. Законопроектом предлагается введение нового основания предоставления отсрочки рассрочки по уплате задолженности по налогам и сборам при заключении мирового соглашения, с исключением такого основания (предусмотренного НК в настоящий момент), как "угроза банкротства". Срок отсрочки по новому основанию предлагается установить до одного года. При этом соответствующая отсрочка будет вступать в силу только после заключения мирового соглашения.

Кроме того, проектом предусматривается исключение из Закона о банкротстве требований о соответствии плана финансового оздоровления законодательству о налогах и сборах. Следует отметить, что процедура финансового оздоровления - судебная процедура и мораторий на взыскание задолженности при ее введении - не снимается.

Второй блок поправок касается самого Закона о банкротстве, он направлен на совершенствование системы саморегулирования в сфере банкротства. В основном это регулирование деятельности саморегулируемых организаций (СРО) арбитражных управляющих (АУ) и их отношений с регулирующим органом. Новым законопроектом, в частности, предлагается заменить требование о наличии стажа руководящей работы к гражданину, желающему стать арбитражным управляющим, на обязанность пройти двухлетнюю стажировку в качестве помощника арбитражного управляющего. Уточняются требования к допуску арбитражного управляющего к государственной тайне. Предлагается освободить арбитражных управляющих от обязанности дополнительного страхования профессиональной ответственности при назначении в процедуре банкротства отсутствующего должника.

Детализируется ряд вопросов, связанных с деятельностью СРО. В частности, СРО предлагается включить в качестве участников процесса по делу о банкротстве. Также предлагается более четко определить механизм выбора СРО в ходе дела о банкротстве.

Более конкретно детализирован статус компенсационного фонда СРО. Прописываются вопросы деятельности регулирующего органа, его права и обязанности, предусмотренные законом о банкротстве. Так, исключена обязанность регулирующего органа по обеспечению представления списка кандидатур другими СРО в случае непредставления СРО списка кандидатур арбитражных управляющих по заявлению кредитора. В случае если регулирующим органом не обеспечено представление СРО списка кандидатур, предусмотрено право арбитражного суда приостановить производство по делу о банкротстве до представления соответствующих кандидатур арбитражных управляющих. Прописан порядок исключения СРО из единого государственного реестра СРО, а также установлена невозможность получения статуса СРО повторно в течение года в случае исключения из реестра.

Еще один блок поправок направлен на совершение уголовного и административного законодательства Российской Федерации.

Уголовное и административное законодательство России также содержит нормы, связанные с несостоятельностью: установлена ответственность за преднамеренное банкротство, фиктивное банкротство и неправомерные действия при банкротстве. На сегодняшний день указанные нормы перестали соответствовать реальной ситуации после принятия Закона о банкротстве в 2002 г. Так, например, фиктивное банкротство (ст. 197 УК): данная статья фактически утратила свое значение, так как российское законодательство о банкротстве не допускает внесудебного объявления должника банкротом (за последние 5 лет осуждены 2 человека). Поскольку результатом подачи в суд заявления о банкротстве может быть прекращение дела о банкротстве (за 2003 год отказано в признании банкротами по 688 делам), а не установление факта банкротства, то, по мнению минэкономразвития, фиктивное банкротство по сути не является уголовным преступлением или административным правонарушением. Руководитель должника, обратившийся в арбитражный суд с заявлением о признании своего предприятия банкротом, отдает себя сам "в руки" кредиторов. На предприятие назначается временный управляющий, в функции которого входит отслеживание и анализ ситуации вокруг должника.

Что же касается преднамеренного банкротства (ст. 196 УК), то здесь минэкономразвития, наоборот, предлагает усиление ответственности, в том числе увеличение срока лишения свободы до 6 лет, что означает отнесение его к тяжким преступлениям. Кроме того, уточняется состав в части определения преднамеренности.

Про неправомерные действия при банкротстве (ст. 195 УК). В существующий состав вносятся изменения, предусматривающие ответственность за сокрытие информации об имущественных обязательствах должника, уточняются обстоятельства, при которых указанные действия повлекут уголовную ответственность, вводится ответственность за незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего в случаях, когда функции руководителя должника возлагаются на арбитражного управляющего.

Помимо этого правительству предлагается наделить ФРС России полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях (в нынешней редакции этими полномочиями наделен орган, уполномоченный в сфере банкротства и финансового оздоровления, что создает значительные проблемы в правоприменительной практике). Определить порядок получения информации арбитражными судами и саморегулируемыми организациями о необходимости наличия допуска у арбитражного управляющего к государственной тайне. Привести нормы ГК РФ и БК РФ в соответствие с Законом о банкротстве в части очередности удовлетворения требований кредиторов.

Отдельно следует отметить, что в ближайшее время будет решен вопрос о порядке выбора уполномоченным органом саморегулируемых организаций при подаче заявлений в арбитражные суды. Государство не подает заявлений о признании должников банкротами уже в течение 5 месяцев, и с каждым днем количество организаций, в отношении которых может быть подано государством заявление о признании их банкротами, растет. Складывается ситуация, когда государство просто не имеет возможности подать заявление о признании должников банкротами. После регистрации приказа нужно будет практически одновременно осуществить подачу заявлений в отношении нескольких десятков тысяч должников, что станет серьезным испытанием для ФНС России, являющейся новым уполномоченным органом в делах о банкротстве.