16.11.2004 01:55
    Поделиться

    В Нижнем создают базу данных о недобросовестных заемщиках

    Базу данных о недобросовестных заемщиках создают семь нижегородских банков

    Рост рынка кредитования заставил финансовые организации тщательнее следить за обязательностью своих клиентов. Чтобы иметь максимально полную информацию о них, семь нижегородских банков, не дожидаясь законодательной отмашки из столицы, подписали соглашение о создании соответствующей базы данных.

     

    Начать по традиции решили с "черного" списка - пока в новую базу будут включены только данные об организациях и частных лицах, чей долг по кредиту превысил полгода. По словам начальника Главного управления Центробанка России по Нижегородской области Станислава Спицына, 11 лет назад невозврат кредитов составлял 30 процентов, сейчас - один, но и из этих денег нижегородские банкиры не хотят терять ни копейки. Нельзя сказать, что до этого знакового шага банкиры выдавали кредиты кому ни попадя. Службы безопасности кредитных организаций порой настолько скрупулезно изучали биографию просителя, что тому оставалось только удивляться, получая отказ в кредите из-за темного пятнышка в своем давнем прошлом. Но рациональный подход к отбору клиентов возобладал: зачем каждому банку выполнять одну и ту же рутинную работу, когда можно объединить усилия и значительно упростить процедуру допуска заемщиков к кредитам.

    Кстати говоря, впервые о создании подобной базы данных в Нижнем Новгороде заговорили около года назад. Тогда о своем намерении объединиться в сборе информации и обмене ею заявили 19 банков, но к сегодняшнему дню, как видим, созрели только семь.

    А вообще проблемой создания в России института кредитных историй Центробанк озаботился давно и запросил в свое время рекомендации Мирового банка реконструкции и развития. Пока не выработана позиция по поводу того, кто и какую будет нести ответственность за достоверность сведений. Участники рынка настаивают, что информация должна предоставляться добровольно. Дело только в том, как побудить кредиторов предоставлять в бюро сведения о недобросовестных заемщиках.

    На встрече в Нижнем Новгороде первого заместителя председателя ЦБ РФ Андрея Козлова с руководителями региональных банков говорилось о том, что давать информацию о неплательщиках будут все - это в общих интересах, а вот передавать информацию обо всех подряд, особенно хороших заемщиках, ни один банкир не станет.

    Вопрос также заключается и в том, создавать ли государственный реестр кредитных историй или предоставить это частным бюро. Так что основная дискуссия идет вокруг вопроса, должна ли это быть структура при Банке России, который "и так знает все", или частная контора, которая попытается на этом заработать (информация из базы, естественно, платная).

    Нижегородцы не стали ждать, когда разрешатся все спорные вопросы. В перспективе после принятия федерального закона о кредитных историях нижегородская система будет приведена в соответствие с установленным форматом сбора сведений о недобросовестных клиентах. Предполагается, что в базе данных о заемщиках будет содержаться вся информация об их отношениях с банками: название организации или имя предпринимателя, дата, когда кредит был взят, и дата, когда возвращен, а также его состояние на данный момент.

    Сегодня же нижегородские банки могут располагать только списком проблемных клиентов. Это, правда, не означает, что попавшие в список лица никогда не смогут в дальнейшем получать кредиты, однако теперь банки, владея информацией, будут сами оценивать возможности заемщиков и выдавать деньги такому клиенту на более жестких условиях.

    Предполагается, что храниться база данных будет в Главном управлении Центробанка по Нижегородской области, и доступ к ней будут иметь только банки, подписавшие соглашение. Кстати, сведения о заемщиках являются конфиденциальной информацией, но не коммерческой тайной, и в случае судебного разбирательства могут быть преданы огласке, что совсем невыгодно коммерческим организациям.

    По мнению самих банкиров, создание такой базы стало очень актуальным, поскольку доля потребительского и ипотечного кредитования постоянно растет: по данным Сбербанка количество потребительских кредитов за прошлый год выросло в три раза.

    К слову, нижегородские банкиры проявили инициативу и другого рода: они объявили о подписании Генерального соглашения о сотрудничестве на рынке межбанковских кредитов. Этот договор является мерой по предотвращению повторения "кризиса внутреннего доверия" банковской системы, случившегося в мае-июне этого года. Напомним, тогда из-за единичного случая непредоставления кредита, вызвавшего цепную реакцию, банки прекратили взаимное кредитование. Это спровоцировало отток вкладчиков, уменьшение средств на счетах предприятий и общую нервозность в банковской сфере. Подписанное соглашение юридически обязывает банки ссужать друг друга деньгами, что неизбежно приведет к повышению стабильности банковской системы.

    Возвращаясь к вопросу о "бюро кредитных историй", стоит заметить, что не только нижегородские банкиры проявили подобную изобретательность. В Саратовской области, к примеру, также решили не ждать, когда появление бюро кредитных историй будет подкреплено федеральным законодательством. Там база данных "Потребительский кредит" как аналог кредитного бюро начала действовать еще в июле этого года и в первые же недели работы доказала актуальность своего появления. Сейчас в ее составлении принимают участие 14 местных и 10 филиалов иногородних банков.

    Завтра в Нижнем Новгороде пройдет "круглый стол" "Взаимодействие региональных банков и промышленных предприятий в Приволжском федеральном округе". Планируется, что в мероприятии примут участие Полномочный представитель президента в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко, начальник ГУ ЦБ РФ по Нижегородской области Станислав Спицын, президент Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей Владимир Лузянин, а также руководители нижегородских банков и директора промышленных предприятий области. Предполагается, что на "круглом столе" будут затронуты вопросы обмена информацией о кредитных историях клиентов.

    Поделиться