Гибель тринадцати горняков на шахте "Листвяжная" в кузбасском городе Белово произошла утром двадцать восьмого октября, когда под землей были временно приостановлены все добычные и проходческие работы. На предприятии в это время готовились к освоению новой лавы на пласте "Сычевский-4". В действующей же лаве N 1106, где добывался уголь, шли ремонтные работы. Кстати, там, как выяснила экспертная группа, техническое состояние очистного участка соответствовало всем необходимым нормам. Поэтому, когда произошел подземный взрыв, это было как гром среди ясного неба. Ведь "Листвяжная" всегда считалась низко категорийной по опасности шахтой. Там никогда не было чрезвычайных ситуаций. Однако, как оказалось, взрыв метана произошел именно в новой лаве. В том забое, где велись подготовительные работы.
Через несколько часов после аварии уже стало понятно, что под землей погибли одиннадцать человек, остальные горняки получили травмы различной степени тяжести, а судьба двух шахтеров оставалась неизвестной. Когда на место аварии прибыли девять отделений горноспасателей из Белова и Ленинска-Кузнецкого, двадцать одна бригада "скорой помощи" из Киселевска и Ленинска-Кузнецкого, стало известно окончательное число погибших - тринадцать человек. Трое горняков были тяжело травмированы, один из них до сих пор находится в больнице с открытой черепно-мозговой травмой, а восемнадцать шахтеров отравились угарным газом.
Не станем цитировать сложный протокольный язык экспертной группы, которая установила причины трагедии. Скажем лишь, что она произошла в результате убийственной безответственности всех служб надзора по безопасности и охране труда, а также при поразительном равнодушии инженерно-технического руководства. Например, при монтаже оборудования в новой лаве надо было произвести буровзрывные работы. Когда возникает такая необходимость, это вполне нормальная процедура. Работы провели. Но оказалось, что от взрыва частично разрушилась труба, по которой в забой подавался воздух. В результате чего выработки не были обеспечены достаточным количеством воздуха. А это уже ЧП. Кроме того, датчик скорости воздуха, что контролирует под землей расход воздуха, был вообще отсоединен от вентиляционного трубопровода. Непонятно зачем. А сами вентиляционные трубы в нарушение всех норм безопасности были проложены от подготовительного забоя на очень большом расстоянии, поэтому говорить о надлежащей вентиляции было весьма проблематично. А это значит, что там начала скапливаться взрывоопасная метановоздушная смесь. И понадобилась лишь небольшая искра, чтобы произошел взрыв.
Если бы в воздухе концентрация метана была минимальной, функционировали бы все приборы по контролю за газовой обстановкой в забое, бесперебойно работала вентиляция, такой трагедии не случилось. А спровоцировало взрыв элементарное искрение, которое произошло в результате ремонта проходческого комбайна. Кстати, сам ремонт комбайна проводился в подготовительном забое также вопреки всем существующим нормам безопасности.
В результате расследования на шахте "Листвяжная" экспертная группа пришла к выводу, что на предприятии отсутствовал надлежащий контроль за содержанием метана в местах производственных работ и была неудовлетворительная организация в вопросах проветривания, электроснабжения и пылевзрывозащиты. Определен и круг виновных за массовую гибель горняков "Листвяжной", их насчитывается свыше двадцати человек.