16.11.2004 00:00
Поделиться

На Дальнем Востоке экономический спад

Устойчивый рост дает лишь Республика Саха (Якутия): здесь рост промышленного производства составил 114,4 процента. Промышленное производство, по данным аппарата полпреда, снижено в Камчатской области на десять процентов, Магаданской области - на 4,2 процента, в Еврейской автономной области - на 7,5 процента. Единственные отрасли, где практически по всем субъектам наблюдается рост производства - это цветная металлургия и топливная промышленность.

Дальний Восток дает в общий бюджет государства ежегодно меньше четырех процентов дохода.

Цифры абсолютны, но проецировать их в таком абсолютном виде на реальную жизнь, которая богата полутонами, не стоит. У нас много факторов, которые могут свести на нет любые математические расчеты. Скажем, если на предприятии растут внешние показатели, а работнику месяцами не платят зарплату - что ему до "роста производства"?

Свои чулки ближе к телу

Самой "инвестиционно активной" на Дальнем Востоке за минувшие девять месяцев признана Еврейская автономная область: здесь рост инвестиций составил 185 процентов. Устраивает ли это губернатора области Николая Волкова?

- За три года наша область увеличила собственные доходы на 45 процентов, - сообщил он. - Мы бы с удовольствием направили высвободившиеся средства на инвестирование жилья, строительство, на помощь селянам. Но межбюджетные отношения, которые выстраивает Минфин, слабо стимулируют руководителей территорий искать больше средств. После того, как часть государственных полномочий перешла регионам (содержание ПТУ, пожарных частей и т.д), у нас в проекте бюджета будущего года уже на 12 миллионов рублей стало меньше. А ведь доходы - это возможность решения социальных вопросов в субъекте. Сегодня усердно ищем, как расширять налогооблагаемую базу в области, грубо говоря "кого стричь"? Я иногда налоговикам говорю: шерсть стричь надо, но нельзя снимать шкуру…

Еврейская область вспоминает о том, что она сельскохозяйственная, 60 процентов ее населения живет в сельской местности. За короткий срок здесь технически перевооружили молочные предприятия, начали расти объемы переработки. А выделение селянам кредитов по льготным ставкам уже дает результат и сказывается на эффективности хозяйствования. Появились новые отношения и новые хозяева, уже фермеры определяют уровень развития сельского хозяйства.

- Мы хотим возродить статус Биробиджана как центра легкой промышленности Дальнего Востока, - говорит Николай Волков. - На всей территории региона фабрики легкой промышленности развалились, а в области набор мощностей предприятий сохранен: у нас есть трикотажное и обувное производство, набирает силы швейное предприятие. Делаем ставку и на строительство. Строится жилье, заложено много домов.

Почему камчатцы квитанции не любятКак вообще ощущает отдельный человек улучшение или ухудшение социально-экономических показателей на его территории? В отличие от ЕАО, в Камчатской области объем инвестиций снизился. При довольно высокой (по основному показателю) зарплате в области уровень жизни камчатцев пока остается прежним. И за коммунальные услуги они отныне должны платить 90 процентов их стоимости, что при тамошних тарифах весьма ощутимо. Причем инициатором введения федеральных стандартов выступила администрация области, чем вызвала огонь кри-тики на себя со стороны депутатского корпуса.

- Сегодня у камчатцев одна из самых высо-ких ставок за жилье в стране. За двухкомнатную квартиру надо платить от тысячи до полу-тора тысяч рублей (при средней зарплате в области восемь тысяч), - говорит вице-губернатор Камчатской области Вячеслав Грибков. - При том, что она должна занимать не больше 22 процентов от дохода семьи. После того как основная часть расходов была перенесена на плечи населения, уже более 30 тысяч человек обратились в органы власти за субсидиями. Но иного пути для нас просто нет, иначе не получается диалога с федеральным центром.Когда мы говорим о субсидиях и о том, что нам не хватает денег, нам отвечают: "Как не хватает? Вы держите уровень оплаты услуг 37 процентов". Это необходимая мера. По нашим расчетам, людей, чей доход будет съеден новыми тарифами, станет больше в два раза. Но для того, чтобы можно было содержать ЖКХ области, и получать на это средства из бюджета, мы должны ввести федеральные стандарты оплаты жилья. Кстати, Вилючинск давно перешел на эти стандарты и никто не страдает.

Денежки из нефтяной трубы

По данным полпредства, наибольшая инвестиционная активность наблюдается сейчас в Сахалинской области: в этом году было привлечено около четырех миллиардов инвестиций в экономику. В следующем году будет привлечено еще больше. Благодаря этому идет создание новых рабочих мест, растет заработная плата и доходная часть бюджета.

Однако эти экономические данные, по мнению полпреда в Дальневосточном федеральном округе Константина Пуликовского, весьма относительны.

- Рост инвестиций на Сахалине идет главным образом за счет инвестиций нефтегазового комплекса, - поясняет он. - Пока не радует то, что мы не получаем от них результата в виде прибыли. Ведь суть инвестиций в том, чтобы получить прибыль, возвратить инвестиции. А пока они только вкладываются. Хотелось бы быстрее получить результаты в реалиях - в нефти, в газе, который пойдет на Сахалин. У меня нет претензий к тем работам, которые ведутся на Сахалине. Там есть свои трудности. Но на сегодняшний день результат не выражен в цифровых, денежных единицах, он пока лишь в расчетах…

Губернатор Сахалинской области Иван Малахов, напротив, воодушевлен тем подъемом, который начался с активной разработкой шельфа ведущими мировыми операторами, и считает, что социально-экономические показатели в области - составляющие одного звена: началась отдача от той подготовительной работы, которая шла в области несколько лет по шельфовым проектам.

- На нашу территорию заезжают люди высокой квалификации - поработать, - считает сахалинский губернатор. - Они начали создавать семьи (в том числе и иностранцы), и нас это устраивает.

Правда, к 2008 году инфраструктуру шельфовых проектов планируют завершить. Что будет на территории области тогда?

- Мы надеемся, к этому времени подоспеет проект "Сахалин-5", и рассчитываем на то, что квалифицированные рабочие кадры будут нужны очень долго. Зачем уезжать, когда идет рост заработной платы? Ведь от добра добра не ищут.

К сожалению, смертность на Сахалине, как и по всей России, превышает рождаемость. Благодаря притоку кадров на шельф остановился миграционный процесс. Но много людей уехало в годы реформ, и они уже на остров никогда не вернутся. Нынешнее оживление сродни той вербовке, что была много лет назад - люди приезжали временно. Что их ждет через пять-семь лет?

- Началась геологоразведка по проекту "Сахалин-5", это должен быть удачный проект с большими объемами нефти и газа, - говорит Иван Малахов. - Далеко загадывать не будем. Там российские и иностранные ведущие нефтедобывающие компании работают на общих условиях коммерческого риска.

Кстати, о риске. Огромный общественный резонанс, вызванный аварией на судне "Христофор Колумб" и катастрофическим загрязнением в районе Холмска, - первый негатив, который был получен в рамках работы над совместным проектом освоения сахалинского шельфа. Какие выводы сделаны руководством Сахалинской области?

- С 2006 года начнется добыча "большой нефти" на Сахалине. Мы подписали соглашение со всеми большими компаниями, которые будут участвовать в этих работах: к этому времени должны создать региональные силы и средства по защите от нефтеразливов.

Жизнь и кошелек

По данным аппарата полпреда в Дальневосточном федеральном округе, реальные располагаемые денежные доходы населения выросли в восьми из десяти субъектов округа. Наибольший показатель - в Приморье (на 37 процентов). При этом лишь в Чукотском округе нет бюджетной задолженности по зарплате. Во всех остальных регионах она имеется. А как убедить человека, что вокруг жизнь улучшается, если у себя в кошельке подтверждений этому он не находит?

- Есть тенденция задолженности по зарплате за последние девять месяцев, - говорит полпред Константин Пуликовский. - Как заставить руководителей организаций выплачивать заработную плату? Только один - жесткий и волевой: привлечение к ответственности. Как в Амурской области, где руководители, не выплачивавшие зарплату, были лишены права занимать свои должности. И знаете, как только этот метод заработал, моментально зарплата стала выплачиваться.

Население нередко задается вопросом: почему на восточной окраине экономическая жизнь не бурлит, как в центре? Почему наша экономика никак не хочет выходить из тени, почему тарифы на тепло растут, и грани-цы мы уступаем соседям? Дальний Восток сегодня дает в общий бюджет государства ежегодно меньше четырех процентов дохода. Для сравнения: Центральный федеральный округ обеспечивает 22 процента наполнения федерального бюджета.

   мнение

Константин Пуликовский,полномочный представитель президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе:

- Могу уверенно сказать, что поступательное движение в округе есть, нет отхода назад. Но хотелось бы, чтобы это движение шло быстрее. Мы хотим доказать, что Дальний Восток - будущее нашей страны. Инвестиции, бюджетные поступления, которые сейчас здесь вложить, дадут отдачу не сегодня. И завтра, увы, тоже не будет прибыли. Это вложения в будущее детей и внуков. Но, к сожалению, сегодня действует принцип сиюминутной отдачи. Как в бизнесе: в первую очередь вкладывают туда, где быстрее пойдет отдача и рост доходов. С коммерческой точки зрения, это правильно, с государственной - нет. Добиться преференций для дальневосточников порой просто невозможно: когда делают математические расчеты, деньги идут туда, где будет больше завтрашний эффект. А мы говорим о послезавтрашнем эффекте.

Это реалии Дальнего Востока. Но если пять лет назад мы только стремились собрать таможенные платежи и пополнить бюджет, то сейчас мы уже говорим о защите конкурентоспособности нашей продукции. Развиваем транспортную инфраструктуру. Она еще не дала полной отдачи: дороги Лидога - Ванино и Чита - Хабаровск только заработали, но если по ним проехать, можно увидеть что они обрастают инфраструктурой, появляются автозаправки, кафе, кемпинги, люди торгуют на дороге кто дровами, кто грибами, вдоль трасс уже нет Богом забытых деревушек. Транспортная инфраструктура заработала. Объем подрядных работ по сравнению с прошлым годом увеличился в два раза.

На примере Хабаровска видно, какие изменения произошли, какие ведутся строительные работы. В два раза больше стали строить дорог, трубопроводов, домов - значит вдвое больше привлечено рабочих рук, вдвое больше людей стали получать зарплату, меньше стало безработных, вдвое больше налогов.