Новости

17.11.2004 03:40
Рубрика: Общество

Как живется Лобачевскому в Казани

Ректор КГУ Мякзюм Салахов: Хорошее образование провинциальным не бывает

- Мякзюм Халимуллович, сейчас активно обсуждается новая концепция развития науки и образования. Наверное, не все вузы страны впишутся в нее. Каковы шансы Казанского университета остаться на лидирующих позициях?

Перефразируя двух известных казанских студентов, Льва Толстого и Владимира Ульянова (Ленина), можно сказать, что Казанский университет – зеркало российского образования. Что отражается в этом зеркале сегодня?

- Конечно, к вузам предъявят новые требования. Вот почему нам так важно пройти в марте 2005 года серьезнейшую аттестацию и подтвердить свой статус. В рейтингах мы идем в ногу со многими ведущими университетами страны. И показатели соответствующие: на ста кафедрах вуза у нас преподают более 1100 человек. Среди них - 25 академиков и членов-корреспондентов государственных академий России, триста докторов наук, почти восемьсот кандидатов наук. Студентов же у нас почти 18 тысяч. Кстати, последние пять лет в КГУ ведутся научно-исследовательские работы по 45 международным грантам.

- Приоритеты - за научными школами Казанского университета, зарекомендовавшими себя на весь мир?

- Безусловно, мы будем и дальше всемерно поддерживать физическую, химическую, биологические школы КГУ. Причем мы пошли по пути создания так называемых центров коллективного пользования. Например, купили для исследовательских работ на физическом факультете уникальное оборудование, которым могут пользоваться ученые и других факультетов. Только что обсудили концепцию развития гуманитарного образования в университете.

- С середины 90-х годов наметилась тенденция "исхода умных голов" за границу. Казанский университет испытывает кадровый голод?

- Пока нет. Однако среднему преподавателю КГУ сейчас, как говорится, "хорошо за шестьдесят". Оказался "вымытым" целый слой - поколение ученых от 30 до 40 лет. Лет через десять это станет большой проблемой.

- Мякзюм Халимуллович, в свое время вы окончили известную на всю страну ульяновскую гимназию N 1 с золотой медалью. А теперь вот Минобрнауки России намерено лишить медалистов льгот при поступлении в вуз. Дескать, золотая медаль девальвировалась и уже не является подтверждением высокого уровня знаний. Вы с этим согласны?

- Золотая медаль выпускника средней школы - наша давняя традиция. Я уверен, что медаль "за просто так" не дают. К тому же это отличный моральный стимул. Проблема не в том, что медаль якобы обесценилась, а медалистов "клонируют". Опаснее другое: сейчас гораздо больше "натянутых" троек. Проблему медали стоит искать в недостаточном уровне подготовки, который дает общеобразовательная школа. Отсюда и несовпадение требований школьного выпуска и вузовского приема. Упразднить статус медали - это слишком просто. Значительно сложнее повысить уровень преподавания в школах, создать условия учителям.

- Ваша точка зрения на введение ЕГЭ? Засчитывались в КГУ результаты Единого государственного экзамена в этом году?

- Нет, пока мы только внимательно следим за ходом ЕГЭ в других регионах. К этой новации Татарстан подключится лишь со следующего года. Моя позиция такова: если дополнить ЕГЭ олимпиадами и одним профильным экзаменом, то тогда вполне может сложиться удачная система отбора.

- Какие специальности нынче пользуются повышенным спросом у молодежи?

- Последние два года средний конкурс в вузе - четыре человека на место. Но на экономическом факультете в нынешнем году одно место оспаривали сразу семь абитуриентов. С отрывом в несколько сотых идут такие специальности, как "международные отношения", "романо-германская филология", "психология", "журналистика и социология". Большой интерес выпускники школ проявляют к институту востоковедения, который существует в системе КГУ. Разумеется, молодежь привлекают профессии, где можно проявить свою творческую индивидуальность. Зато я с радостью отмечаю, что с каждым годом растет количество заявлений на естественные факультеты - физический, геологический, механико-математический. Однако безусловным лидером по числу поданных заявлений вот уже десять лет является факультет вычислительной математики и кибернетики.

- Как выпускники университета устраиваются на работу? Должен ли вуз нести ответственность за социальную и профессиональную адаптацию молодых специалистов?

- Сейчас практики трудоустройства у нас нет. Хотя я считаю, что о судьбе выпускников должны заботиться не только вуз, но и государство. Ведь сегодня из миллиона дипломированных специалистов, выпускаемых российскими вузами, востребованы далеко не все. Например, последние десять лет высокий конкурс у нас был на юридическом факультете. Но нужно ли стране столько адвокатов и юристов? Так что возросший интерес молодежи к специальностям, нацеленным на производство, - хороший сигнал о достижении определенной экономической стабильности в стране.

- Не секрет, что средств, выделенных по Федеральной целевой программе на реконструкцию университета к юбилею, хватило лишь на главный историко-архитектурный ансамбль. Осталась обделенной материально-техническая база факультетов...

- Ее улучшение станет нашей задачей после юбилея. В общей сложности на подготовку университета к 200-летию из федерального и республиканского бюджетов было выделено миллиард триста миллионов рублей. Еще никогда ни один вуз России не получал таких денег. Но еще бы миллиарда четыре - вот тогда бы мы все успели.

Общество Образование Реформа образования