Российские аэропорты лихорадит. Причина - нежданно возникший дефицит авиакеросина и постоянный рост цен на него. Пока сбоев в поставках топлива не было, но создавать запасы мешают поставщики, наращивающие экспорт. Если ситуация выйдет из-под контроля, работа аэропортов будет парализована.
Как сообщил "РГ" первый заместитель гендиректора международного аэропорта Уфы Иван Тихонов, если раньше цены на керосин росли раз в квартал, потом раз в месяц, то теперь - каждые две недели. Авиаперевозчики вводят "керосиновую надбавку" на стоимость билета, которая достигает 15 процентов. Рост цен привычно покрывается из кармана пассажиров. Никто не хочет работать без прибыли, а каждые 15 дней цена керосина растет примерно на 1000 рублей за тонну. Если в феврале этого года тонна с учетом транспортных расходов стоила 8200 рублей, то сейчас - 14396 рублей. То есть как в Европе, где тонна стоит 500 долларов.
А вот в некоторых регионах цена керосина уже обошла западную. В Екатеринбурге цены с доставкой к самолету достигли 18030 рублей за тонну, в Москве - 15157 рублей.
Как выяснилось, многие нефтеперерабатывающие заводы уже ввели квоты на отпуск керосина. Заявка того же уфимского аэропорта на 3 тысячи тонн (двухнедельная потребность), по словам топ-менеджера, будет выполнена только на две трети. Причем поставки идут с самарского и пермского заводов, что добавляет и транспортные расходы. Похожая ситуация сложилась в аэропорту города Абакан, куда керосин приходится везти с Дальнего Востока, за 4 тысячи километров! Создавать запасы топлива авиакомпаниям стало практически невозможно.
Проблема имеет по крайней мере несколько аспектов. Так, наиболее высокими темпами из страны вывозится именно авиакеросин. По данным центра общественных связей Минпромэнерго, за первые девять месяцев этого года экспорт бензина и дизельного топлива вырос примерно на 5 процентов по сравнению с тем же периодом 2003 года, а керосина - на 23 процента. Только в сентябре этого года экспорт керосина составил 75 тысяч тонн - на 8 тысяч тонн больше, чем в августе, а вот вывоз бензина наоборот сократился на 47 тысяч тонн. Налицо искусственное создание дефицита, что и "аукнулось" пассажирам самолетов уже в этом месяце. Для начала практически все авиакомпании ввели топливные надбавки (от 5 до 20 долларов) к цене билетов. Сейчас уже просматривается угроза бесперебойной работе воздушного транспорта.
Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев считает, что здесь сплелись воедино два сговора. ФАС только что возбудило дело против авиакомпаний, заподозрив их в сговоре при введении надбавок. "К нам обратились несколько депутатов Госдумы с просьбой разобраться. Но вселенского замаха мы не делаем, сначала надо изучить структуру ценообразования авиакомпаний",- сказал Артемьев. Первопричину "авиакризиса" он видит в топливном рынке: "На 80 процентов рост цен обусловлен нефтяным бумом, на 20 процентов - злоупотреблениями монополистов".