В таком серьезном деле, как продажа оружия, случайностей не бывает. Сверхприбыльный бизнес давно превратился в элемент большой политики, и в этом смысле предложение, с которым верховный главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО в Европе генерал Джеймс Джонс обратился к начальнику российского Генштаба Юрию Балуевскому, сенсационным не назовешь. Рано или поздно что-то подобное должно было случиться.
Американцы давно подсчитали, во что им обойдется перевооружение иракской армии собственными М-16 и "Абрамсами" и пришли к выводу: овчинка выделки не стоит. Причин как минимум три. Во-первых, и без того дорогое американское оружие многократно дорожает во время переброски за океан. Рассчитываться за стволы и броню иракскому правительству нечем, а делать ставку на бартер в виде дешевой арабской нефти в отсутствие надежных топливных артерий прагматичные янки не хотят. Приходится возвращать на иракский оружейный рынок Россию, господствовавшую там десятилетия. Дооснащение местного войска российскими автоматами, пулеметами, ручными противотанковыми гранатометами и другим оружием все же не так накладно, как переброска арсенала из-за океана.
Вторая причина кроется в особой надежности российского оружия, которое на арабском Востоке может посрамить любых конкурентов. Не секрет, что перед операциями в пустынной местности и районах с неблагоприятным климатом американские "джи ай" меняют привычные М-16 на советские "калаши", не боящиеся пыли, песка и высоких температур. Как говорится, патриотизм патриотизмом, а выжить в Ираке хочет каждый. Наконец, к советскому оружию давно привыкли местные военные, перешедшие на сторону новой власти и составляющие костяк новой иракской армии. Выходит, с какой стороны ни гляди, но переучивание бывших бойцов Саддама на штатовское или европейское оружие и боевую технику неразумно.
О предложении американского генерала Юрий Балуевский обещал доложить своему руководству. Одновременно начальник Генштаба не скрывал: лично его такая торгово-оружейная схема устраивает. Какое именно оружие Россия в перспективе будет поставлять в Ирак, - предмет дальнейшей проработки. Для начала руководству этой страны надо определиться с будущим обликом своей армии и уж затем думать, танки или автоматы ей нужны?
- В первую очередь это должно быть стрелковое оружие, - предположил генерал. - Но речь однозначно идет о возмездных поставках. Часть вырученных средств должна пойти на развитие Российской армии.
Вчера же на предложение американского генерала отреагировал министр обороны России Сергей Иванов.
- Правительство Ирака разных эпох никогда не высказывало претензий к качеству нашего оружия. Мы готовы возобновить его поставки на возмездной основе. Мы действительно можем теоретически это делать в одном принципиально важном случае: если правительство Ирака обратится с просьбой оказать помощь, - сказал Иванов. - Если правительство Ирака обратится с просьбой обучить персонал, мы готовы ее рассмотреть, но при одном условии: подготовка только на нашей территории и на территории третьих стран, но не в Ираке.
Взаимопонимание по иракским проблемам вовсе не означает, что Россия и США достигли единого мнения по всем вопросам. К сожалению, точек соприкосновения сегодня не слишком много. Нас, в частности, не устраивают участившиеся полеты возле российских границ американских разведывательных самолетов. В прошлом году они неоднократно прощупывали российскую систему ПВО со стороны Грузии и Прибалтики. На этой неделе объектом повышенного внимания военной авиации США стала акватория Черного моря. Не далее как в минувшее воскресенье базовый патрульный самолет "Орион" из авиаотряда Атлантического флота ВМС США (штаб-квартира на острове Крит) около часа барражировал в десяти километрах от нашей границы. Чтобы отогнать нарушителя, в воздух пришлось поднять дежурный Су-27.