Спустя три месяца после президентского указа о реорганизации минобороны в соответствии с планами административной реформы глава военного ведомства доложил о создании новой структуры армейской власти. Подробный анализ изменений на вершине военного олимпа убеждает: дело не ограничилось сменой вывесок и переназначением генералов (хотя без этого тоже не обошлось). Без увеличения штатной численности министерства и в лимите выделенных на административную реформу средств Сергею Иванову удалось так выстроить властную армейскую вертикаль, что ни у кого не возникает вопроса, кто в минобороны над кем начальствует. Даже самые отпетые пессимисты признают: по степени радикальности предпринятые Ивановым шаги не идут в сравнение с предыдущими попытками реформировать оборонное ведомство.
Цель преобразований министр обозначил так: "Сделать систему управления Вооруженными силами более мобильной, компактной, быстрой и эффективной". Понятно, что ее достижение было невозможно без определенных структурных преобразований. Контуры перемен обозначил в своем указе президент, а воплотил их в жизнь министр обороны. Прежде всего, сформирован так называемый центральный аппарат минобороны в количестве 10 350 человек, или 0,5 процента от штатной численности министерства, с учетом военных и гражданских специалистов. Перечень включенных туда структур не раглашается. Однако известно, что помимо близкого круга министра - его заместителей, начальников служб, Генерального штаба, некоторых главков и управлений минобороны - к центральному аппарату отнесены управленцы из главных штабов видов Вооруженных сил и самостоятельных родов войск - Космических, РВСН и ВДВ. Одна из задач центрального аппарата - снабжать министра достоверной и объективной информацией по вопросам военного строительства, проводить экономическую и юридическую экспертизу принимаемых им решений.
Прежде в министерстве тоже существовал перечень центральных органов военного управления.
- Автоматического переноса из одного списка в другой не было, - уверил "РГ" высокопоставленный офицер минобороны. - Коррективы внесены весьма существенные. Они позволяют министру не только оперативно принимать решения, но и контролировать обстановку в ведомстве.
Разумеется, тянуть миллионное "хозяйство" одному человеку не под силу. После всех перетрясок у Сергея Иванова вместо прежних девяти заместителей осталось четыре, в том числе два первых. Один из них - начальник Генштаба - по новому Положению отвечает за оперативное планирование и координирует строительство военной организации государства. На "чистого" первого зама замыкаются "боевики" видов и родов войск, для чего специально создано Главное управление подготовки Вооруженных сил. Заместитель министра по вооружению курирует поставку в войска новой техники, зам по тылу -обеспечение их всем необходимым для нормальной жизни и боевой учебы.
Те же бывшие заместители министра, которые не сумели по объективным причинам вписаться в административную реформу, возглавили самостоятельные службы минобороны. Армейские остряки прозвали их "три К" - квартиры (служба расквартирования и обустройства войск), кредиты (служба экономики и финансов), кадры (служба кадровой и воспитательной работы). Властные функции руководителей служб и круг их обязанностей практически не изменились, и хотя это нигде не прописано, негласно они по-прежнему считаются заместителями Сергея Иванова. Так же негласно ранг замминистра распространился на бывшего помощника, а ныне начальника аппарата главы оборонного ведомства - его "хозяйство" штабисты окрестили четвертой службой минобороны.
Эксперты говорят, что после всех преобразований министерство обороны стало более функциональным организмом. А насколько надежными окажутся вновь свитые нити управления этим организмом, станет ясно в ближайшее время.
Полуконтракт-полупризыв
Россия полностью не откажется от набора по призыву. Министр обороны Сергей Иванов объяснил это гигантскими масштабами страны. Он сказал, что в нашей армии сохранится смешанный принцип комплектования.
Тем не менее и среди контрактников немало людей, имевших проблемы с законом, со сломанными судьбами и непростой биографией. Все эти обстоятельства не должны повлиять на главное - темпы и сроки профессионализации Вооруженных сил. В 2004 году в армию и другие войска планировалось набрать 15,7 тысячи контрактных солдат и сержантов. Численные параметры определены по 2007 год включительно: в 2005 году - 54,5 тыс. человек, в 2006-м - 26,8, в 2007-м - 50,6 тысячи, что с учетом этого года в сумме составит более 145,5 тысячи человек. Это не только позволит сократить с 2008 года службу срочников до одного года, но и поможет бороться с таким уродливым явлением, как дедовщина. В конечном счете повысится безопасность военной службы.