- Хочу начать с наивного вопроса: как в Чечне с финансами?
- С финансами хорошо, без финансов - плохо. А если серьезно, то год республика живет с консолидированным бюджетом. Это лучше, чем когда вообще нет сбалансированного бюджета. Но в следующем году Чечня переходит на двухуровневый бюджет.
- Что это значит?
- В каждом районе будет свой бюджет, который станет наполняться за счет местных поступлений и дотаций из республиканского центра. Таким образом главы районов окажутся заинтересованы в развитии у себя бизнеса, чтобы больше собирать налогов. С другой стороны, им легче будет латать дыры и решать свои районные проблемы.
- А бюджет на будущий год уже сверстан?
- Прошло несколько совещаний в минфине, министр Алексей Кудрин дал четкое указание рассчитать прямым счетом бюджет Чеченской Республики. Предварительные параметры определены, но правительство ЧР с ними не согласно, потому что заложены расходы только на строительство и восстановление хозяйства и экономики, при этом не учитываются расходы на содержание. Скажем, будут построены школы, а денег на закупку парт, школьных досок, лабораторного оборудования нет.
- Насколько известно, нынче сверх лимитов федеральной целевой программы республике было выделено миллиард двести миллионов рублей. Скорее всего, не обидят Чечню и в следующем году.
- В этом году никаких дополнительных денег республика не получила. Те деньги, о которых было заявлено, осели на счетах федеральных министерств и ведомств. Они являются госзаказчиками, и ни одна копейка из этих денег через чеченский бюджет не прошла. Вообще, все то, что выделяется сейчас в рамках федеральной целевой программы, показало свою крайнюю неэффективность. Это отметили все высшие федеральные чиновники, побывавшие в Чечне.
- Значит, Чечня до сих пор является "черной дырой", где исчезают бюджетные деньги?
- Деньги, направленные в Чечню, не исчезают. Просто система восстановления выстроена громоздко и неэффективно. Госзаказчики распыляют деньги по многочисленным объектам. Большое количество зданий, предприятий являются так называемыми переходящими объектами, их ввод затягивается на несколько лет. Мы предлагаем совершенно иной путь: концентрировать деньги на тех объектах, которые в течение одного года могут быть введены в строй.
- В республике подведены итоги девяти месяцев этого года. Можно сказать, что они таким образом неудовлетворительны?
- Нет. Восстановлено и восстанавливается очень многое. Более того, изменен и сам процесс восстановления. Со следующего года функции заказчика будут принадлежать правительству республики и оно станет распоряжаться всеми деньгами федеральной целевой программы.
- Это что-нибудь изменит?
- Уже меняет. В рамках выполнения программы по итогам девяти месяцев мы внесли корректировки относительно восстановления пятисот с лишним объектов и сосредоточили деньги на 126 вводных объектах, которые через месяц будут сданы в эксплуатацию. Задача, которую мы себе в правительстве поставили, - не строить десять лет десять школ, а за год построить одну школу. В этом принципиальная разница.
- То есть теперь за восстановление Чечни отчитываться будете вы, а не федеральная "Дирекция"?
- Можно сказать, что это тоже один из принципиальных итогов года. Принято окончательное решение о ликвидации "Дирекции" и передаче ее функций правительству ЧР. Руководству "Дирекции" дано указание подготовить инвентаризацию всех восстанавливаемых ими объектов.
- Как обстоит дело с выплатой людям компенсаций за жилье?
- Правительство возобновило выплату. После разгона президентом Чечни Алу Алхановым так называемой комиссии по выплатам, на некоторое время образовался вакуум. Новая система отработана не была, а люди ждали денег, ведь строиться лучше летом, когда тепло. Но с другой стороны, без строжайшего контроля мы также не могли делать выплаты, уж больно много злоупотреблений выявилось по итогам первых этапов.
- Есть гарантии, что деньги попадут именно тем, кто действительно лишился крова?
- Налажен пятиступенчатый контроль, исключающий ошибки или злоупотребления. Система выплат заработала. До конца года выплатим все 39 тысяч компенсаций, которые были заложены в годовую смету.
- Но заявок на восстановление было подано гораздо больше. Откуда взялась цифра в 39 тысяч?
- На это количество компенсаций в текущем году из федерального центра были перечислены деньги. Всего от граждан принята 91 тысяча заявок. Сейчас проверено около 73 тысяч заявок и около 63 тысяч из них признаны обоснованными. Вначале компенсации получат люди из числа вынужденных переселенцев, которые недавно возвратились или собираются вернуться в республику.
- Сколько реально выплачено компенсаций?
- Двадцать восемь тысяч.
- Когда вы планируете закончить все выплаты?
- До конца 2004 года будет окончательно сформирован полный перечень разрушенного жилья. До конца 2005 года все компенсации, повторяю, абсолютно все компенсации за разрушенное жилье жителям Чечни будут выплачены.