В регионах с опаской ожидают наступления 2005 года - года начала бюджетной реформы. С одной стороны, она законодательно закрепляет жесткий контроль за ними, но, с другой, те же законодатели до сих пор не гарантировали им доходные источники. Отметим, что часть налогов, которые как раз и должны будут пополнить региональную казну, с тем, что регионы должны получить вслед за своей финансовой "самостоятельностью", должны вступить в силу только с 2006 года. Между тем новые расходные обязательства заработают для регионов и местных бюджетов с 2005 года. Еще одна сложность в этом вопросе заключается в том, что те налоги, которые отдают в первую очередь региональным бюджетам, с трудом поддаются администрированию, а с их сбором постоянно возникают сложности. Например, налог на недвижимость. До сих пор не ясна система рыночной оценки стоимости земли недвижимости.
Тем временем перечень расходных функций регионов, и в первую очередь доноров, начинает возрастать и за счет реформы системы льготного обеспечения, и по многим другим аспектам. Регионы оказываются перед дилеммой либо отказаться в новом году от поддержки социально незащищенных граждан, настраивая тем самым против себя общественное мнение, либо выплачивать компенсации из собственных доходов, урезая различные программы. Резать придется по живому, так как большинство регионов и без того сидят в долгах как в шелках по бюджетным ссудам. Правда, минфин создал в федеральном бюджете резерв в 30 миллиардов рублей для дополнительной помощи регионам. Но понятно всем, что сумма эта до смешного мала. Тем более что такое количество денег регионы должны в этом году, погасив таким образом долги бюджетным ссудам.
Помимо долгов в 30 миллиардов рублей, большинство регионов имеют еще и накопленные долги, достигающие сотни миллионов рублей. И они-то как раз и рассчитывают если не на прощение, то хотя бы на их реструктуризацию. В бюджете на 2005 год предусмотрен порядок реструктуризации долгов по ссудам. Однако право на реструктуризацию могут получить те регионы, у которых доля задолженности по ссудам превышает один процент доходов регионального бюджета. Чтобы стать очередником-реструктуризатором с 1 января нового года, регионы должны для начала заключить договор с минфином, где будут прописаны обязательства по оздоровлению собственных бюджетов. После чего они должны рассчитаться по ряду социальных расходов - таких, как выплата зарплат бюджетникам, оплата жилищно-коммунальных услуг. И только после этого минфин готов уменьшать на 30 процентов остаток задолженности по ссудам ежегодно начиная с 2005 года. Те, кто условий не выполнит, должны будут рассчитаться по ссудам полностью.
В минфине считают, что порядка 19 регионов могут рассчитывать на получение реструктуризации. У других субъектов - более скромные показатели, то есть сумма долгов по бюджетным ссудам не превышает одного процента от доходов бюджета. Так что вряд ли они смогут выстроиться в очередь на реструктуризацию, и им придется наряду со вновь появившимися расходами принять на себя и выплаты долгов по бюджетным ссудам. Хотя и эта категория относится к дотационным, то есть к тем, кто постоянно испытывает бюджетный дефицит и, помимо ссуд, получает трансферты из федерального бюджета.
Между тем
На реструктуризацию могут в первую очередь рассчитывать Астраханская и Воронежская области, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Карелия, Коряцкий АО, Мурманская и Нижегородская области, Северная Осетия, Тыва.