Это решение полностью отвечает интересам США. Наша страна сопротивлялась дольше всех прочих членов Клуба, но к исходу выходных все было кончено: получив некие обещания на участие наших предприятий в восстановлении экономики Ирака, Россия, оставшаяся на тот момент в одиночестве, согласилась.
Долг Ирака составляет примерно 120 миллиардов долларов, из которых 38,9 миллиарда - доля стран-членов Парижского клуба, остальное - долги частным кредиторам, странам Залива, Ближнего Востока и некоторым государствам Восточной Европы. Прежде Ирак должен был России 42 миллиарда долларов, но в прошлом году Россия решила списать часть долга, так что на сегодня Ирак остался нам должен 8,8 миллиарда, 80 процентов которых нам опять придется списать. К началу заседания Клуба США настаивали на усекновении 95 процентов долга, а Россия полагала, что хватит и 50 процентов. Так что цифра "80 процентов" подается сейчас как некий компромисс. Правда, такие предложения уже звучали на совместной сессии МВФ и ВБ в октябре, совпавшей с саммитом "восьмерки", но тогда ни к каким решениям страны не пришли.
Списание будет поэтапным: 30 процентов немедленно, 30 процентов - в рамках программы МВФ и еще 20 процентов - в зависимости от того, как хорошо будет реализовываться план МВФ.
Представители Всемирного банка уже успели заявить, что это "политически и экономически правильное решение".
Как заявила вчера директор ВБ по России Кристалина Георгиева, оно "продиктовано соображениями долгосрочной стабильности". По ее словам, Ирак - государство не самое бедное, однако "находится в условиях риска". Гораздо важнее ее замечание о том, что, если иракская проблема не будет быстро решена, это отразится на экономике США, а проблемы США станут проблемами всей глобальной экономики. Что же касается России, ее решение, по мнению г-жи Георгиевой, "вписывается в концепцию РФ по управлению внешним долгом".
Однако Россия сопротивлялась до последнего. В разгар выходных появилось сообщение, что Россия приняла 80-процентную схему, но потом информационные агентства эту новость отозвали и передали, что российская делегация (ее возглавлял министр финансов Алексей Кудрин) попросила дополнительное время для консультаций с правительством. Как уверяют некоторые СМИ, все решило то обстоятельство, что президент США Джордж Буш находился в непосредственной близости от президента Владимира Путина: оба были на саммите в Сантьяго. Как они сообщают, американцы якобы заявили нам, что Россия на переговорах осталась в одиночестве, но получили ответ - Россия считает Ирак потенциально богатой страной, и столь радикально ее долг списывать не нужно. Но США важно было решить вопрос уже в воскресенье: вчера в Египте открылась масштабная конференция по Ираку, на которой было бы хорошо показать, что США не только умеют владеть оружием, но и экономику фактически оккупированной страны восстанавливают.
Похоже, США предложили европейским странам и России некие компенсации, от которых те не смогли отказаться, и о содержании которых аналитики строят пока лишь догадки. По первой версии, Россия согласилась на вариант Парижского клуба для того, чтобы ей позволили досрочно выкупить свой собственный долг перед Парижским клубом, который составляет порядка 40 миллиардов долларов. Парижский клуб еще надо на это уломать, поскольку Россия за досрочный выкуп, конечно, требует дисконта, то есть уменьшения долга.
Другая версия заключается в том, что США предложили России некие коммерческие контракты в Ираке. Напомним, что Россия, не поддержавшая агрессию США в Ираке, все-таки надеялась, что США уделят России некую долю в контрактах по восстановлению иракской экономики, тем более что у нашей страны были долгосрочные контракты с правительством Саддама Хусейна, скажем, на разработку нефтяных месторождений в Курне и Румейле. Однако они были аннулированы новым иракским руководством в прошлом году. Россия, видимо, попыталась вскочить на подножку уходящего поезда. Это косвенно следует из слов министра финансов РФ Алексея Кудрина, который, комментируя новость по горячим следам, отметил, что "решение России обосновано анализом платежеспособности Ирака в ближайшей и среднесрочной перспективе". Министр пояснил, что Ирак все равно по своим долгам России не платил, а после реструктуризации заплатит хоть что-то, "а это для России выгодно", пояснил Кудрин. Помимо этого, как он заметил, "Россия рассчитывает на участие в контрактах по восстановлению разрушенной экономики Ирака и по разработке месторождений полезных ископаемых". Напомним, что в октябре Алексей Кудрин встречался в Вашингтоне с представителями нового иракского правительства и получил от него устные гарантии, что российские интересы в этой стране будут соблюдены.
Получается, что контракты для нас гораздо важнее, чем призрачная возможность получить от Ирака деньги.
Такой представитель российского бизнеса, как руководитель ФГУП "Технопромэкспорт" Сергей Моложавый, бывший вчера на "деловом завтраке" в "РГ", заявил нашим корреспондентам следующее:
- Я бы хотел, чтобы те, кто принимает решение о списании долга Ираку, услышали позицию российских компаний, десятилетиями работавших в Ираке и не прекращающих, в разных формах, сотрудничество с этой страной даже после начала войны. Такие решения, по моему мнению, должны приниматься с учетом их интересов. Россия должна сохранить свои позиции в новом Ираке, и мы надеемся, что российская сторона сумеет конвертировать долг в новые контракты, скажем, на строительство энергообъектов, на территории Ирака. Подобный подход мог бы существенно увеличить шансы российских компаний на участие в восстановлении экономики Ирака. В свою очередь это бы позволило государству компенсировать часть списанного долга.
Но, похоже, надежда на то, что Россия сумела что-то выторговать, жива не у всех. Так, зампред думского Комитета по бюджету и налогам Владимир Никитин считает, что списание долга не принесет выгоды нашей стране. Он не верит, что этот жест России окажет какое-то влияние на реструктуризацию долга России Парижскому клубу, а саму акцию рассматривает крайне скептически еще и потому, что в Ираке еще нет легитимного правительства. Никитин идет еще дальше - он предлагает внести поправки в законодательство, которые не позволят правительству без согласования с парламентом списывать долги.
Но, похоже, это - уже размахивание кулаками вслед завершившейся драке. Западные аналитики не устают намекать: надо было вам поддержать вторжение в Ирак, тогда бы с вами разговаривали совсем по-другому. Но и это может оказаться неправдой. Посмотрим еще, что получат за свое решение о списании долга Германия (ей Саддам задолжал 2,5 миллиарда) и Франция (долг - 3 миллиарда), также в свое время осудившие военную акцию США.