Размер теневого сектора за последние пять лет сократился, по оценкам Института открытой экономики, приблизительно на 20 процентов. Стоит заметить, что рост доли "белой" экономики в большей степени связан с ростом всей экономики, то есть вновь создаваемый бизнес в России предпочитает строить свои отношения с государством согласно закону.
Однако налоговая реформа имела и другой эффект на экономику, а именно: значительное увеличение зависимости доходов бюджета от мировых сырьевых рынков. Вероятно, стратегия проведения реформы и была направлена на перераспределение налоговой нагрузки между отраслями, однако результат этого перераспределения превзошел все ожидания.
Если в 1999 году федеральный бюджет получал от нефтедобывающей отрасли около 2,5 миллиарда долларов, что составляло десятую часть доходов бюджета, то в 2004 году отрасль обеспечит около 30 миллиардов долларов поступлений, или треть доходов бюджета. Казалось бы, такая налоговая политика является оправданной при высоком уровне мировых цен, с другой стороны - она существенно повышает риск потери стабильности бюджета в ситуации резкого ухудшения мировой конъюнктуры. Проблему волатильности бюджетных доходов призван решить Стабилизационный фонд.
Однако рост доходов бюджета и Стабилизационного фонда не рассматривался в связи с проблемой экономического роста и в итоге вошел в противоречие с ней. В стратегии усиления налогового давления не были учтены ни структура экономики, ни влияние внешних цен на макроэкономические показатели.
Российская экономика такова, что ее рост во многом определяется развитием именно нефтяной отрасли. Усиление налоговой нагрузки на данный сектор и высокие цены на нефть привели к тому, что уровень прибыльности нефтяных компаний резко упал. Необходимо учитывать, что рост экспортных цен приводит к росту затрат в нефтяном секторе. Повышаются внутренние цены на промежуточные товары, транспортные издержки и заработная плата. Таким образом, издержки нефтяников увеличиваются с ростом цены на нефть, и при этом еще увеличивается налоговая нагрузка.
Расчеты Института открытой экономики показывают, что при действующей на сегодняшний момент налоговой системе и сохранении существующей зависимости издержек от цены нефти прибыльность нефтяных компаний начинает падать, когда цена на нефть преодолевает уровень 25 долларов за баррель. Во втором квартале 2004 года индекс прибыльности снизился на 8 процентов по сравнению с концом 2002 года.
При существующей системе взимания НДПИ и таможенных пошлин дополнительное увеличение цены нефти на один доллар за баррель свыше 25 долларов за баррель приводит к росту предельной ставки до 86 процентов. Другими словами, с каждого дополнительного доллара увеличения цены нефти компании-экспортеры отдают 86 центов, и это лишь по этим двум налогам (а ведь есть еще, например, налог на прибыль). Вряд ли такое налогообложение может способствовать развитию отрасли, какой бы богатой она ни была, и уж совсем невероятно, что это будет иметь положительный эффект на развитие экономики в целом.